Компания "Вирартек" легко учиться музыке / создавать музыку / помощь родителям и учителям ДМШ !   Карта сайта 
Компания  "Вирартек"
ГлавнаяПредложенияКолледжСтатьиАудио-лекцииМагазинСтудияФоновая музыкаО нас
Google Play / Android Apps Store

Скидки 50% на скачиваемые версии обучающих программ!

Магазин Вирартек - любые виды оплаты с Яндекс.Кассой

Ребенок теряет интерес к музыке – что делать?
12 причин детского "не хочу!"
(часть #1)

Осенний лист Ребенок год (три года, пять лет…) обучался музыке,
и вдруг – "Не буду больше учиться, надоело!".
Что в этом случае делать родителям?
Чтобы ответить на этот непростой вопрос, необходимо иметь представление
о том, что же могло спровоцировать негативную реакцию ребенка.
Давайте рассмотрим типичные причины детского "не хочу",
и попытаемся понять, что с этим делать.

Причина 1: Упрощение музыки

Однажды Иоганн Себастьян Бах на вопрос о том, как ему удается так виртуозно играть на органе, ответил: "Моя игра не заслуживает такого внимания и похвал! Ведь мне нужно всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам…".

Едва ли не каждому музыкальному педагогу приходилось встречаться с людьми, которые придерживаются похожей точки зрения. Эти люди искренне считают, что музыка – этакое легкое и приятное аристократическое времяпровождение. Правда, все эти люди – все без исключения! – те, кто сами не учились музыке, и не могли наблюдать процесс обучения в ближайшем окружении. Некоторые из них даже регулярно посещали филармонические концерты и оперные спектакли. Но: исполнение всегда слышали в готовом, "концертном" виде.

Вместе с тем каждый, кто хотя бы месяц посидел за инструментом, или мог наблюдать музыкальные занятия со стороны, прекрасно понимает: великий Бах произнес свою знаменитую фразу не без хорошей порции иронии. Ведь виртуозное исполнение – результат многих часов занятий в течение многих лет. Пианисту придется усердно заниматься, для того, чтобы исполнить простенькую двустрочную миниатюру, а скрипачу – чтобы извлечь хотя бы один чистый звук.

Ребенок, который по тем или иным причинам до начала занятий музыкой был уверен в простоте и легкости этого вида деятельности, может испытывать сильное разочарование. Настроенный на развлечение, он вскоре чувствует себя каторжанином. Непонимание проблемы родителями только усугубляет ситуацию.

Вывод: Истина в том, что путь становления музыканта (тем более профессионального) коротким и простым не назовешь. Сложности возникают у всех, даже самых одаренных. Прежде всего они связаны с большими временными затратами, требующими высокой работоспособности, терпения, усидчивости. Задача родителей – найти способы переключения ребенка на другие – альтернативные – виды деятельности, и выстроить процесс обучения ребенка с учетом понимания специфики процесса.

Причина 2: Усложнение музыки

«Музыка это СЛОЖНО!" – уверена другая часть родителей. Эта крайность чревата не менее неприятными последствиями.

Психологи утверждают: регулярная вербализация сложности процесса, вызывает у детей снижение умственных способностей и ведет к потере здоровья! Само слово "сложно" детям противопоказано.

Психологическая реакция на "сложно" движется по формуле "сложно" > "невозможно" > "не справлюсь". В результате – СТРЕСС и множество негативных физиологических реакций: мышечные зажимы, сужение сосудов, быстрая утомляемость, снижение работоспособности и когнитивных функций – прежде всего внимания и памяти. Среди других побочных эффектов "сложно" – потеря аппетита, нарушение сна, падение иммунитета, обострение имеющихся и возникновение новых хронических заболеваний.

В результате ребенок раз за разом не справляется с тем, с чем он блестяще справился бы в комфортных для него условиях. А это уже прямой путь к заниженной самооценке и привычной, хронической неспособности к самореализации. Что "аукнется" в любом из настоящих или будущих видов деятельности ребенка.

Поэтому сегодня специалисты рекомендуют учителям начинать урок не с фраз типа "Сегодня мы будем проходить очень сложную тему", а, к примеру, так: "Сегодня у нас очень интересная тема!". Музыканты к тому же могут использовать чрезвычайно удобное в данном случае "Поиграем!". Ведь в понимании ребенка игра – это весело и здорово! .

Вывод: Слово "сложно" работает как блокатор возможностей ребенка (и не только ребенка, кстати). В этом контексте будем читать его как сЛОЖНО и заменим на "Интересно!", "Увлекательно!".

 Профессор Музыки 2 - программы по музыке для детей

Причина 3: Усталость

Владимир Спиваков признался в одном из телевизионных интервью, что отец заставлял его повторять пассаж по столько раз, сколько спичек было в коробке. Постепенно опустошив коробок, он начинал складывать спички обратно, а его талантливый сын "шлифовал" тот же пассаж еще сотню раз. Неудивительно, что у будущего выдающегося скрипача и дирижера возникало стойкое желание навсегда бросить скрипку. Кстати, от интенсивных музыкальных упражнений уставали в детстве даже гениальные Бетховен и Моцарт!

Одна из главных причин "не хочу" кроется в том, что люди склонны уставать от работы – любой, даже любимой. Наступление усталости практически неизбежно, когда работа носит регулярный характер, вменена в обязанность, и качество ее выполнения оценивается. Для детей же вмененная рутина особенно изнурительна. А систематическая оценка результатов их усилий по балльной школьной системе вызывает эмоциональные перегрузки и провоцирует дискомфортные состояния.

Надо быть готовым к тому, что юный музыкант, который работает в то время, когда его друзья развлекаются, несколько раз в неделю получает отметки, и каждую четверть сдает мини-экзамены (академические концерты и технические зачеты), рано или поздно начнет протестовать.

Что делать? Искать способы борьбы с рутиной. И действовать в двух направлениях:
1. Не стоит сводить жизнь ребенка исключительно к сидению за инструментом. Хорошо, если он будет чередовать музыку с другими, не оцениваемыми так строго увлечениями. Необходимо выкраивать время для общения с друзьями, подвижных игр, физических упражнений или хореографии, чтения, театров, зоопарка и т.п.
2. Придумать способы оптимизировать и разнообразить сами музыкальные занятия. Но об этом – чуть позже.

Вывод: Столкнувшись с нежеланием ребенка продолжать занятия музыкой, отчаиваться не стоит. Ведь "нехочуху" переносят как минимум 95% населения. Чтобы дежурная "инфекция" не дала осложнений, ситуацию надо спокойно проанализировать и подкорректировать. При правильном подходе "не хочу" обратимо.

Причина 4: Переоценка музыкальной одаренности

Родители, которые уверены в наличии у своих детей способностей, конечно же, правы. Каждый ребенок способен. Но каждый – по-разному и в разных областях.

Одни дети демонстрируют выраженную одаренность в нескольких видах деятельности одновременно – так, что сложно бывает определить, какие же из способностей развивать в первую очередь. Талант других к чему-то определенному виден, что называется, "невооруженным глазом". Дети третьей группы часто выглядят этакими середнячками – не потому, что бесталанны, а потому что их потенциал по тем или иным причинам не проявлен. Ведь до сих пор стандартным мерилом способностей ребенка является его успеваемость в основной школе. "Тройки" по школьным предметам стали маркером интеллектуальной серости, посредственности и, следовательно, неуспешности. Проще троечнику, у которого разглядели спортивные задатки; то, что у ребенка "золотые руки" будущего мастера, родители, а тем более, школьные учителя, замечают и ценят крайне редко.

Поэтому уже сам факт признания того, что способности у ребенка есть, автоматически повышает вероятность их проявления.

Ошибка некоторых родителей детей-музыкантов кроется не в факте убежденности в наличии и ребенка способностей, а в определении их типа и области их реализации.

Необходимо помнить: концентрация усилий в одном направлении и пренебрежение другими – потенциально перспективными – может обойтись ребенку дорого. Особенно, если родители ждут выдающихся успехов в той сфере, где способности ребенка не дотягивают до уровня предъявляемых к ним требований.

Самый непредвзятый анализ потенциала необходим ребенку, которому родители прочат карьеру профессионального музыканта. Ведь уровень способностей здесь определяют многие составляющие. Среди них и наличие хороших музыкальных данных (звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма), и интеллектуальных способностей (памяти, логики, внимания), и развитой эмоциональности. Вокалисту необходим голос, инструменталисту – оптимальное для того или иного инструмента строение исполнительского аппарата. Добавьте к этому терпение, усидчивость, работоспособность. И – желание заниматься музыкой самого ребенка.

Покажите ребенка профессиональным музыкальным педагогам и исполнителям. Дадут специалисты заключение "отлично", выразит желание учиться сам ребенок – смело определяйте его в лицей при консерватории или специальную музыкальную школу-десятилетку. Если же что-то смущает, оставьте ребенку возможность профессиональной переориентации. Здесь лучший вариант – хорошая музыкальная школа. А уверенно музицировать "для себя" научат и частный учитель, и в многочисленных музыкальных кружках и студиях.

Вывод: Ребенок может отказаться от музыки, если чувствует, что даже титанических усилий с его стороны недостаточно для освоения предлагаемой программы обучения. Занятия музыкой будут для ребенка благом лишь при условии соответствия требований его творческому и исполнительскому потенциалу.

Причина 5: Переоценка физических возможностей

Занятия музыкой есть не что иное, как дополнительные учебные часы. Следовательно, это дополнительная нагрузка и на мозг, и на тело. К сожалению, физическую усталость юного музыканта его родители часто путают с банальной ленью. Ребенок же в это время просто выдыхается. Так могут "перегореть" даже высокоодаренные дети.

Случаются и более экстремальные попытки музыкального образования. Это происходит, когда родители скрывают от педагога наличие у ребенка проблем со здоровьем, являющихся препятствием в той или иной музыкальной специализации. К примеру, ребенка со слабыми легкими отдают на духовое отделение, или с заболеванием суставов – на струнное. Вместе с тем спектр музыкальных специальностей настолько широк, что практически каждый может выбрать себе занятие и по вкусу, и по силам.

Вывод: Музыкальное обучение, как, впрочем, и всякий иной вид деятельности, следует выстраивать с учетом состояния здоровья ребенка и его физических возможностей.

Причина 6: Отсутствие режима дня

Мама с папой на работе, ребенок – с бабушкой. Бабушка позволяет ненаглядному внучку все: смотреть телевизор – когда хочет, играть за компьютером – сколько заблагорассудится, прогулять музыкалку – легко! На выполнения домашних заданий по музыке ни бабушкиных сил, ни внучкиного времени не хватает. Результат предсказуем: пропуски – отставание от программы – провальные выступления – плохие отметки – недовольство педагогов – отказ от обучения.

Или другая крайность: родители настолько озабочены образованием своего чада, что ему, бедняге, и вздохнуть некогда. Уроки/занятия – сутки напролет, компьютер/телевизор – под запретом, общение со сверстниками – только на переменках. Очки, сутулость, частые простуды. Спорт, закаливание? Некогда! Музыку ребенок тихо ненавидит.

Нас не устроит ни тот, ни другой вариант? Тогда за дело – за составление режима дня. Задачка эта посерьезней высшей математики. Нужно умудриться впихнуть в 24 детских часа массу различных дел – да так, чтобы ребенок все это спокойно, без значительных усилий и подвигов с его стороны успевал переделывать. И родителям свои 24 часа предстоит выстроить так, чтобы иметь возможность контролировать соблюдение ребенком режима дня.

Все получится, стоит соблюсти несколько простых правил:

Составляем режим юного музыканта

1. Строим каркас, основа которого – обеспечение правильной работы организма. Жесткие требования: сон (8-10 часов в зависимости от возраста) и прием пищи (не менее 5 раз в сутки), физические упражнения.

2. Вписываем время уроков – общеобразовательных, затем музыкальных занятий. А также кружков, секций, занятий с репетитором и т.п. Причем расписание дополнительного образования формируем с педагогами так, чтобы между уроками были перерывы для отдыха.

3. Учитываем время, затрачиваемое на дорогу.

4. Не исключено, что чем-то из дополнительного образования придется пожертвовать. Да, мы все хотим максимально использовать время детства для развития задатков ребенка, как трамплин к профессионально и финансово успешной жизни. Но согласитесь, больной гений – не наша цель. Будем следовать главному правилу: вначале – здоровье ребенка, все остальное – потом.

5. Обговариваем с ребенком, чем он будет заниматься в свободное время. В рабочие будни полезнее отдохнуть, а заодно и пообщаться со сверстниками на свежем воздухе. Времяпровождение у телевизора и компьютера целесообразнее "отодвинуть" на выходные. В выходные не упускаем возможности и погулять на улице, и заняться физкультурой.

6. Определяем время для подготовки школьных уроков и домашних занятий музыкой. Между домашними "уроками" должны быть "переменки"!

7. Перед сном – час свободного времени. Для полноценного отдыха ночью ребенок должен отрешиться от дневных забот и получить максимум положительных эмоций. Это время подходит для чтения или дружеского общения: прогуляйтесь вместе с ним по ночным улицам, займитесь вместе с ним рукоделием, просто поговорите.

8. Жестким в режиме дня по большому счету является только время сна и приема пищи. По факту – еще и общеобразовательная школа. Все остальное можно варьировать (доп. образование – по предварительному согласованию с педагогами). Это позволит сделать график более гибким. Гибким, но не расхлябанным: временные перестановки не должны сказываться на качестве обучения и отдыха!

Вывод: Режим дня – главное, что должно заботить родителя ребенка, у которого увеличилось количество учебных часов. Правильный, физиологически выверенный распорядок обеспечит и сохранность здоровья, и успешность в учебе. Отсутствие режима дня – тот риф, о который чаще всего разбиваются карьеры юных музыкантов.

Любовь Александрова,
музыковед, педагог, журналист
2010-08-11

перейти к части #2

* * * * * * *

Перейти к списку статей >>

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник –
URL-адрес страницы данной статьи или материала.



Комментарии посетителей:

27.09.2010 Sniper Kitten: Все проблемы описанные в статье были у меня, когда я учился в музыкальной школе. Я НЕНАВИДЕЛ там учиться! Но родители заставили. Доучился до конца. Теперь у меня диплом о музыкальном образовании по классу аккордеона. На аккордеоне не играл уже лет 7 - то есть с окончания школы. Не тянет совсем. Зато сам потом научился играть на гитаре и сейчас с удовольствием брынчу. Психология...



отправьте свой комментарий!
как вас называть:
ваш email:
Тема:
введите код подтверждения, изображенный на картинке: Human Confirmation Code (Captcha)

сообщение:
примечание: комментарий будет опубликован на сайте после проверки


Полная версия –
7 игр 'Дорожные
Знаки Картинки',
cыграй сейчас!

'Дорожные Знаки Картинки'



в АРХИВ рассылки →


Вы цените свое время и свои деньги? Знайте, что многие проблемы учебы ребенка в ДМШ можно решить с нашим комплектом "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Превратить обучение в игру
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "



Отзыв о комплекте "Музыкальные Аркады"


Маша Сапунова Я учусь в 3 классе музыкальной школы, поэтому запоминать, где находятся нотки на клавиатуре или на нотном стане, мне уже не нужно. Но те, кто нот еще не знает, играя эту игру запросто их выучат. Мне сейчас интересно другое: например, повторить ритм или мелодию в разделе "Повтори!" так, чтобы они всегда совпали с образцом на 100%. Хотя в быстром темпе это сделать очень сложно! Или в разделе "Вторжение нот-пришельцев" научиться сбивать все ноты, а я пока даже на небольшой скорости не дошла и до середины уровней сложности. Мне очень нравится игра "Подбери пару", особенно находить одинаковые джазовые аккорды, звуки ударных или звуки других инструментов. Иногда я себе помогаю продвинуться вперед и включаю подсказки и цветные клавиатуры. После этого проходить уровни на обычной клавиатуре и вообще без подсказок становится гораздо проще. Еще мне нравится менять в ходе игры тембры инструментов, тем более, что среди них есть такие, которые я раньше не знала. Кстати, настройки в "Музыкальных аркадах" меняются очень просто, каждый может легко настроить игру для себя: задать и скорость игры, и инструменты, и количество нот, и даже цвет клавиатуры! Но самое классное это то, что когда я включаю "Музыкальные аркады", мама меня из-за компьютера не выгоняет – говорит, что эта игра полезная.

Мария Сапунова, 10 лет
п. Селенгинск, Республика Бурятия



Игры нашего музыкального колледжа на для PC !


7 обновленных игр, отобранных нашими посетителями + Метроном

Профессор Музыки 1

Подробнее »


Как познакомить ребенка с классической музыкой и инструментами?


"Детский альбом Чайковского в XXI веке" – мультимедийное издание для Windows – превосходное решение!

Детский альбом Чайковского в XXI веке

Подробнее »


Что сделать, чтобы ребенок начал творить и ощутил себя композитором?


Вам нужен лишь AZEMUS FS 1.2, чтобы ваш компьютер стал синтезатором!

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »


Нужен метроном для разучивания пьес или занятий ритмикой, или чтобы узнать темп композиции?


Используйте наш онлайн метроном!

Новый онлайн метроном

Подробнее »




Покажите вашему ребенку эти игры! Всего 20-30 минут, чтобы заметить, как навык развился!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа


У вас есть вопросы по музыкальному обучению?


Статьи, интервью, аудиолекции

Статьи, интервью, практические советы! Да, и новые постоянно добавляются...

Подробнее »


Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "


Новый продукт – Английские слова: 1000 легко!


7 игр на для PC !

Английские слова: 1000 легко!

Подробнее »


| Главная | Предложения | Колледж | Статьи | Карта сайта | Архив рассылки | Аудио-лекции | Видео | Магазин | Студия | Фоновая музыка | О компании | Дистрибьютору |
© Вирартек, 2009-2017