Компания "Вирартек" легко учиться музыке / создавать музыку / помощь родителям и учителям ДМШ !   Карта сайта 
Компания  "Вирартек"
ГлавнаяПредложенияКолледжСтатьиАудио-лекцииМагазинСтудияФоновая музыкаО нас
Google Play / Android Apps Store

Ребенок теряет интерес к музыке – что делать?
12 причин детского "не хочу!"
(часть #1)

Осенний лист Ребенок год (три года, пять лет…) обучался музыке,
и вдруг – "Не буду больше учиться, надоело!".
Что в этом случае делать родителям?
Чтобы ответить на этот непростой вопрос, необходимо иметь представление
о том, что же могло спровоцировать негативную реакцию ребенка.
Давайте рассмотрим типичные причины детского "не хочу",
и попытаемся понять, что с этим делать.

Причина 1: Упрощение музыки

Однажды Иоганн Себастьян Бах на вопрос о том, как ему удается так виртуозно играть на органе, ответил: "Моя игра не заслуживает такого внимания и похвал! Ведь мне нужно всего-навсего попадать пальцами по надлежащим клавишам в определенное время – и тогда инструмент играет сам…".

Едва ли не каждому музыкальному педагогу приходилось встречаться с людьми, которые придерживаются похожей точки зрения. Эти люди искренне считают, что музыка – этакое легкое и приятное аристократическое времяпровождение. Правда, все эти люди – все без исключения! – те, кто сами не учились музыке, и не могли наблюдать процесс обучения в ближайшем окружении. Некоторые из них даже регулярно посещали филармонические концерты и оперные спектакли. Но: исполнение всегда слышали в готовом, "концертном" виде.

Вместе с тем каждый, кто хотя бы месяц посидел за инструментом, или мог наблюдать музыкальные занятия со стороны, прекрасно понимает: великий Бах произнес свою знаменитую фразу не без хорошей порции иронии. Ведь виртуозное исполнение – результат многих часов занятий в течение многих лет. Пианисту придется усердно заниматься, для того, чтобы исполнить простенькую двустрочную миниатюру, а скрипачу – чтобы извлечь хотя бы один чистый звук.

Ребенок, который по тем или иным причинам до начала занятий музыкой был уверен в простоте и легкости этого вида деятельности, может испытывать сильное разочарование. Настроенный на развлечение, он вскоре чувствует себя каторжанином. Непонимание проблемы родителями только усугубляет ситуацию.

Вывод: Истина в том, что путь становления музыканта (тем более профессионального) коротким и простым не назовешь. Сложности возникают у всех, даже самых одаренных. Прежде всего они связаны с большими временными затратами, требующими высокой работоспособности, терпения, усидчивости. Задача родителей – найти способы переключения ребенка на другие – альтернативные – виды деятельности, и выстроить процесс обучения ребенка с учетом понимания специфики процесса.

Причина 2: Усложнение музыки

«Музыка это СЛОЖНО!" – уверена другая часть родителей. Эта крайность чревата не менее неприятными последствиями.

Психологи утверждают: регулярная вербализация сложности процесса, вызывает у детей снижение умственных способностей и ведет к потере здоровья! Само слово "сложно" детям противопоказано.

Психологическая реакция на "сложно" движется по формуле "сложно" > "невозможно" > "не справлюсь". В результате – СТРЕСС и множество негативных физиологических реакций: мышечные зажимы, сужение сосудов, быстрая утомляемость, снижение работоспособности и когнитивных функций – прежде всего внимания и памяти. Среди других побочных эффектов "сложно" – потеря аппетита, нарушение сна, падение иммунитета, обострение имеющихся и возникновение новых хронических заболеваний.

В результате ребенок раз за разом не справляется с тем, с чем он блестяще справился бы в комфортных для него условиях. А это уже прямой путь к заниженной самооценке и привычной, хронической неспособности к самореализации. Что "аукнется" в любом из настоящих или будущих видов деятельности ребенка.

Поэтому сегодня специалисты рекомендуют учителям начинать урок не с фраз типа "Сегодня мы будем проходить очень сложную тему", а, к примеру, так: "Сегодня у нас очень интересная тема!". Музыканты к тому же могут использовать чрезвычайно удобное в данном случае "Поиграем!". Ведь в понимании ребенка игра – это весело и здорово! .

Вывод: Слово "сложно" работает как блокатор возможностей ребенка (и не только ребенка, кстати). В этом контексте будем читать его как сЛОЖНО и заменим на "Интересно!", "Увлекательно!".

 Профессор Музыки 2 - программы по музыке для детей

Причина 3: Усталость

Владимир Спиваков признался в одном из телевизионных интервью, что отец заставлял его повторять пассаж по столько раз, сколько спичек было в коробке. Постепенно опустошив коробок, он начинал складывать спички обратно, а его талантливый сын "шлифовал" тот же пассаж еще сотню раз. Неудивительно, что у будущего выдающегося скрипача и дирижера возникало стойкое желание навсегда бросить скрипку. Кстати, от интенсивных музыкальных упражнений уставали в детстве даже гениальные Бетховен и Моцарт!

Одна из главных причин "не хочу" кроется в том, что люди склонны уставать от работы – любой, даже любимой. Наступление усталости практически неизбежно, когда работа носит регулярный характер, вменена в обязанность, и качество ее выполнения оценивается. Для детей же вмененная рутина особенно изнурительна. А систематическая оценка результатов их усилий по балльной школьной системе вызывает эмоциональные перегрузки и провоцирует дискомфортные состояния.

Надо быть готовым к тому, что юный музыкант, который работает в то время, когда его друзья развлекаются, несколько раз в неделю получает отметки, и каждую четверть сдает мини-экзамены (академические концерты и технические зачеты), рано или поздно начнет протестовать.

Что делать? Искать способы борьбы с рутиной. И действовать в двух направлениях:
1. Не стоит сводить жизнь ребенка исключительно к сидению за инструментом. Хорошо, если он будет чередовать музыку с другими, не оцениваемыми так строго увлечениями. Необходимо выкраивать время для общения с друзьями, подвижных игр, физических упражнений или хореографии, чтения, театров, зоопарка и т.п.
2. Придумать способы оптимизировать и разнообразить сами музыкальные занятия. Но об этом – чуть позже.

Вывод: Столкнувшись с нежеланием ребенка продолжать занятия музыкой, отчаиваться не стоит. Ведь "нехочуху" переносят как минимум 95% населения. Чтобы дежурная "инфекция" не дала осложнений, ситуацию надо спокойно проанализировать и подкорректировать. При правильном подходе "не хочу" обратимо.

Причина 4: Переоценка музыкальной одаренности

Родители, которые уверены в наличии у своих детей способностей, конечно же, правы. Каждый ребенок способен. Но каждый – по-разному и в разных областях.

Одни дети демонстрируют выраженную одаренность в нескольких видах деятельности одновременно – так, что сложно бывает определить, какие же из способностей развивать в первую очередь. Талант других к чему-то определенному виден, что называется, "невооруженным глазом". Дети третьей группы часто выглядят этакими середнячками – не потому, что бесталанны, а потому что их потенциал по тем или иным причинам не проявлен. Ведь до сих пор стандартным мерилом способностей ребенка является его успеваемость в основной школе. "Тройки" по школьным предметам стали маркером интеллектуальной серости, посредственности и, следовательно, неуспешности. Проще троечнику, у которого разглядели спортивные задатки; то, что у ребенка "золотые руки" будущего мастера, родители, а тем более, школьные учителя, замечают и ценят крайне редко.

Поэтому уже сам факт признания того, что способности у ребенка есть, автоматически повышает вероятность их проявления.

Ошибка некоторых родителей детей-музыкантов кроется не в факте убежденности в наличии и ребенка способностей, а в определении их типа и области их реализации.

Необходимо помнить: концентрация усилий в одном направлении и пренебрежение другими – потенциально перспективными – может обойтись ребенку дорого. Особенно, если родители ждут выдающихся успехов в той сфере, где способности ребенка не дотягивают до уровня предъявляемых к ним требований.

Самый непредвзятый анализ потенциала необходим ребенку, которому родители прочат карьеру профессионального музыканта. Ведь уровень способностей здесь определяют многие составляющие. Среди них и наличие хороших музыкальных данных (звуковысотного и тембрового слуха, чувства ритма), и интеллектуальных способностей (памяти, логики, внимания), и развитой эмоциональности. Вокалисту необходим голос, инструменталисту – оптимальное для того или иного инструмента строение исполнительского аппарата. Добавьте к этому терпение, усидчивость, работоспособность. И – желание заниматься музыкой самого ребенка.

Покажите ребенка профессиональным музыкальным педагогам и исполнителям. Дадут специалисты заключение "отлично", выразит желание учиться сам ребенок – смело определяйте его в лицей при консерватории или специальную музыкальную школу-десятилетку. Если же что-то смущает, оставьте ребенку возможность профессиональной переориентации. Здесь лучший вариант – хорошая музыкальная школа. А уверенно музицировать "для себя" научат и частный учитель, и в многочисленных музыкальных кружках и студиях.

Вывод: Ребенок может отказаться от музыки, если чувствует, что даже титанических усилий с его стороны недостаточно для освоения предлагаемой программы обучения. Занятия музыкой будут для ребенка благом лишь при условии соответствия требований его творческому и исполнительскому потенциалу.

Причина 5: Переоценка физических возможностей

Занятия музыкой есть не что иное, как дополнительные учебные часы. Следовательно, это дополнительная нагрузка и на мозг, и на тело. К сожалению, физическую усталость юного музыканта его родители часто путают с банальной ленью. Ребенок же в это время просто выдыхается. Так могут "перегореть" даже высокоодаренные дети.

Случаются и более экстремальные попытки музыкального образования. Это происходит, когда родители скрывают от педагога наличие у ребенка проблем со здоровьем, являющихся препятствием в той или иной музыкальной специализации. К примеру, ребенка со слабыми легкими отдают на духовое отделение, или с заболеванием суставов – на струнное. Вместе с тем спектр музыкальных специальностей настолько широк, что практически каждый может выбрать себе занятие и по вкусу, и по силам.

Вывод: Музыкальное обучение, как, впрочем, и всякий иной вид деятельности, следует выстраивать с учетом состояния здоровья ребенка и его физических возможностей.

Причина 6: Отсутствие режима дня

Мама с папой на работе, ребенок – с бабушкой. Бабушка позволяет ненаглядному внучку все: смотреть телевизор – когда хочет, играть за компьютером – сколько заблагорассудится, прогулять музыкалку – легко! На выполнения домашних заданий по музыке ни бабушкиных сил, ни внучкиного времени не хватает. Результат предсказуем: пропуски – отставание от программы – провальные выступления – плохие отметки – недовольство педагогов – отказ от обучения.

Или другая крайность: родители настолько озабочены образованием своего чада, что ему, бедняге, и вздохнуть некогда. Уроки/занятия – сутки напролет, компьютер/телевизор – под запретом, общение со сверстниками – только на переменках. Очки, сутулость, частые простуды. Спорт, закаливание? Некогда! Музыку ребенок тихо ненавидит.

Нас не устроит ни тот, ни другой вариант? Тогда за дело – за составление режима дня. Задачка эта посерьезней высшей математики. Нужно умудриться впихнуть в 24 детских часа массу различных дел – да так, чтобы ребенок все это спокойно, без значительных усилий и подвигов с его стороны успевал переделывать. И родителям свои 24 часа предстоит выстроить так, чтобы иметь возможность контролировать соблюдение ребенком режима дня.

Все получится, стоит соблюсти несколько простых правил:

Составляем режим юного музыканта

1. Строим каркас, основа которого – обеспечение правильной работы организма. Жесткие требования: сон (8-10 часов в зависимости от возраста) и прием пищи (не менее 5 раз в сутки), физические упражнения.

2. Вписываем время уроков – общеобразовательных, затем музыкальных занятий. А также кружков, секций, занятий с репетитором и т.п. Причем расписание дополнительного образования формируем с педагогами так, чтобы между уроками были перерывы для отдыха.

3. Учитываем время, затрачиваемое на дорогу.

4. Не исключено, что чем-то из дополнительного образования придется пожертвовать. Да, мы все хотим максимально использовать время детства для развития задатков ребенка, как трамплин к профессионально и финансово успешной жизни. Но согласитесь, больной гений – не наша цель. Будем следовать главному правилу: вначале – здоровье ребенка, все остальное – потом.

5. Обговариваем с ребенком, чем он будет заниматься в свободное время. В рабочие будни полезнее отдохнуть, а заодно и пообщаться со сверстниками на свежем воздухе. Времяпровождение у телевизора и компьютера целесообразнее "отодвинуть" на выходные. В выходные не упускаем возможности и погулять на улице, и заняться физкультурой.

6. Определяем время для подготовки школьных уроков и домашних занятий музыкой. Между домашними "уроками" должны быть "переменки"!

7. Перед сном – час свободного времени. Для полноценного отдыха ночью ребенок должен отрешиться от дневных забот и получить максимум положительных эмоций. Это время подходит для чтения или дружеского общения: прогуляйтесь вместе с ним по ночным улицам, займитесь вместе с ним рукоделием, просто поговорите.

8. Жестким в режиме дня по большому счету является только время сна и приема пищи. По факту – еще и общеобразовательная школа. Все остальное можно варьировать (доп. образование – по предварительному согласованию с педагогами). Это позволит сделать график более гибким. Гибким, но не расхлябанным: временные перестановки не должны сказываться на качестве обучения и отдыха!

Вывод: Режим дня – главное, что должно заботить родителя ребенка, у которого увеличилось количество учебных часов. Правильный, физиологически выверенный распорядок обеспечит и сохранность здоровья, и успешность в учебе. Отсутствие режима дня – тот риф, о который чаще всего разбиваются карьеры юных музыкантов.

Любовь Александрова,
музыковед, педагог, журналист
2010-08-11

перейти к части #2

* * * * * * *

Перейти к списку статей >>

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник –
URL-адрес страницы данной статьи или материала.



Комментарии посетителей:

27.09.2010 Sniper Kitten: Все проблемы описанные в статье были у меня, когда я учился в музыкальной школе. Я НЕНАВИДЕЛ там учиться! Но родители заставили. Доучился до конца. Теперь у меня диплом о музыкальном образовании по классу аккордеона. На аккордеоне не играл уже лет 7 - то есть с окончания школы. Не тянет совсем. Зато сам потом научился играть на гитаре и сейчас с удовольствием брынчу. Психология...



feed_back


Полная версия –
7 игр 'Дорожные
Знаки Картинки',
cыграй сейчас!

'Дорожные Знаки Картинки'



в АРХИВ рассылки →


Вы цените свое время и свои деньги? Знайте, что многие проблемы учебы ребенка в ДМШ можно решить с нашим комплектом "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Превратить обучение в игру
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "



Отзыв о комплекте "Музыкальные Аркады"


Лев Кабанов ...Это идеальный набор программ, для развития музыкальных навыков, как ребенка, так и взрослого. Это хорошее подспорье и родителям, и педагогам в решение многих вопросов. Главное в том, что детям реально интересно!...

Лев Кабанов
руководитель детской студии электро-музыкального
ансамбля "АТОМНЫЕ ДЕТИ", Гимназия №1538, г. Москва



Игры нашего музыкального колледжа на для PC !


7 обновленных игр, отобранных нашими посетителями + Метроном

Профессор Музыки 1

Подробнее »


Как познакомить ребенка с классической музыкой и инструментами?


"Детский альбом Чайковского в XXI веке" – мультимедийное издание для Windows – превосходное решение!

Детский альбом Чайковского в XXI веке

Подробнее »


Что сделать, чтобы ребенок начал творить и ощутил себя композитором?


Вам нужен лишь AZEMUS FS 1.2, чтобы ваш компьютер стал синтезатором!

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »


Нужен метроном для разучивания пьес или занятий ритмикой, или чтобы узнать темп композиции?


Используйте наш онлайн метроном!

Новый онлайн метроном

Подробнее »




Покажите вашему ребенку эти игры! Всего 20-30 минут, чтобы заметить, как навык развился!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа


У вас есть вопросы по музыкальному обучению?


Статьи, интервью, аудиолекции

Статьи, интервью, практические советы! Да, и новые постоянно добавляются...

Подробнее »


Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "


Новый продукт – Английские слова: 1000 легко!


7 игр на для PC !

Английские слова: 1000 легко!

Подробнее »


| Главная | Предложения | Колледж | Статьи | Карта сайта | Архив рассылки | Аудио-лекции | Видео | Магазин | Студия | Фоновая музыка | О компании |
© Вирартек, 2009-2017