Компания "Вирартек" легко учиться музыке / создавать музыку / помощь родителям и учителям ДМШ !   Карта сайта 
Компания  "Вирартек"
ГлавнаяПредложенияКолледжСтатьиАудио-лекцииМагазинСтудияФоновая музыкаО нас
Google Play / Android Apps Store

Скидки 30% на скачиваемые версии обучающих программ!

Магазин Вирартек - любые виды оплаты с Яндекс.Кассой

Ребенок теряет интерес к музыке – что делать?
12 причин детского "не хочу!"
(часть #2)

Осенний лист Ребенок год (три года, пять лет…) обучался музыке,
и вдруг – "Не буду больше учиться, надоело!".
Что в этом случае делать родителям: ...

(Продолжение)

перейти к части #1

Причина 7: Плохая организация домашних занятий

Понедельник: "Сегодня был урок, заниматься не буду";
Вторник: "Да ладно, завтра поиграю";
Среда: "Домашки - тьма, устал. Пара часиков же перед музыкалкой найдется, успею!"…

И так от урока к уроку: невыполненное задание – чувство вины – обещание заниматься – очередная порция "завтраков"… И – непреодолимое желание избавиться и от этой бесконечной вины, и от ее видимого источника "музыкалки".

Ребенка понять можно: пока другие дети резвятся на улице или играют в компьютерные игры он, бедолага, должен стучать по клавишам или "распиливать" скрипку. Что касается игр и общения со сверстниками – мы уже договорились выделить на это время. Теперь наша задача - помочь ребенку заниматься меньше, но с большим результатом.

Решение есть. Любое сверхсложное дело можно выполнить меньшим количеством усилий, если разделить его на части – маленькие и простые. Одно условие: эти маленькие и простые задания необходимо выполнять регулярно.

Задача родителей – организовать процесс домашних занятий музыкой так, чтобы юный музыкант осознал преимущества этой системы, а затем неукоснительно следовал ей.

Далее – несколько простых советов о том, как это сделать:

5 правил эффективного выполнения домашних заданий по музыке

1. Дробим задание.
Для начала разбейте заданное на 3-4 части, определив тем самым объем работы на каждый день.

2. Определяем, что будем делать на домашних "уроках".
Теперь дробим ежедневные порции. Какую-то их часть (в т.ч. разбор, выучивание текста наизусть, отработку педали, оттенков и т.п.) необходимо выполнять сосредоточенно, с полным погружением в материал. Эту часть работы выполняем в специально отведенное для занятий время.

3. Заполняем временные "карманы".
Есть и чисто техническая часть здания – к примеру, отработка пассажа, или наращивание темпа в упражнении. Почему бы не сместить "технику" на другое время, к примеру, не прогнать гамму, убрав звук у телевизора во время рекламной паузы? Увидите, таких временных "карманов" в течение дня наберется немало. А ребенок, использовав по 5-10 ранее почем зря пропадавших минут, сможет получить часок-другой личного времени.

4. Работаем над всеми произведениями – ежедневно!
Способ, когда сегодня разучиваем пьесу, завтра – этюд, послезавтра – полифонию, малоэффективен. Во-первых, потому, что перерывы между отдельным произведением получаются слишком большими. Ребенок может потерять все то, что успел наработать, но не успел закрепить. Кроме того, дней на все произведения может и не хватить. Разумнее ежедневно работать над каждым из заданных произведений – но, как условились, дозированно.

5. Перед уроком.
Последнее домашнее занятие оставляем для повторения и закрепления. Это значит, что основная часть работы должна быть к этому времени уже выполнена. Главная цель, которую таким образом достигнем, заключается даже не в более высоком качестве выполнения домашней работы. Более важно то, что у ребенка, который "выполнил и перевыполнил", автоматически повышается самооценка. Ощущение "сложно" у него постепенно переходит в разряд "выполнимо", а "Я смог" рождает внутреннюю уверенность: "Я могу!" / "Я способен!" / "Мне все по плечу!".

Вывод: Формируем график занятий так, чтобы ребенок добивался результата, затрачивая как можно меньшее количество времени и сил. Один из самых оптимальных способов – краткие, но регулярные занятия с использованием вынужденных пауз и перерывов между другими делами и развлечениями.

Причина 8: Муштра при отсутствии поощрений

"Быстро за инструмент! И чтобы не вставал, пока не выучишь, лентяй!"

… Ну что тут добавить? Разве что констатировать: путь тупиковый. Нет лучшего способа отбить у ребенка желание подходить к инструменту, чем пальба оскорбительными для его самолюбия приказами-назиданиями.

Нет, проявлять настойчивость волей-неволей приходится. Но не в такой же форме! Кстати, в лености в данном случае стоит упрекнуть родителей, которые не удосужились поискать более гуманный и конструктивный вариант организации занятий для своего ребенка.

Выход здесь один – поддержать или вновь вызвать у ребенка интерес к занятиям. Так, чтобы за инструмент он садился если и после напоминания, то без явного или скрытого раздражения. Один из самых работающих способов – положительная мотивация.

Как пробудить интерес к занятиям музыкой? 3 способа решения проблемы:

1. Блестящие перспективы.
Расскажем ему о его блестящих перспективах? Можно, но… малоэффективно. Как показывает практика, метод действует, но действие его кратковременно. Стоит начать твердить о "что будет" каждый день, ребенок вообще перестает воспринимать информацию всерьез. Ведь в силу специфики своего детского мироощущения, он живет не в "прекрасном далеко", а здесь и сейчас. Причем здесь и сейчас он видит одно – новую порцию домашней работы. А что он получит, когда ее выполнит? Правильно, другую порцию домашней работы! Потом он сыграет академический концерт, далее выступит на конкурсе… И получит новую программу – то есть очень-очень-очень большую порцию работы. Так что обозначать перспективы полезно, но заставлять ребенка жить исключительно перспективами – ошибочно.

2. Поощрения.
Попробуйте чаще поощрять нашего труженика. Устройте ему праздник, после выступления подарив цветы, сводив в его любимое кафе, или пригласив друзей. Не важно, что юный музыкант допустил "помарки" – похвалите его, отметив то, что ему удалось. И уж тем более не ругайте за ошибки! Даже после выступления, которое он сам оценил как провал, можно поддержать его веру в себя, подарив мягкую игрушку – "Друга, который все поймет", или перебить тоскливое настроение походом в зоопарк – "Мы тебя любим вместе с твоими ошибками!".

3. Превращаем работу в игру.
А рабочие будни можно раскрасить, превратив рутинный труд в игру. Превращение состоится, стоит лишь привнести в занятия элемент азарта. К примету, так:

– Я вчера засек время, пока ты играла эту гамму. Ползла по клавишам более 3-х минут. Сегодня ты уложилась в две сорок! А быстрее можешь?
– Попробую…
– Супер – еще минус десять секунд! Да такими темпами ты скоро за минуту четыре октавы пролетишь!
– Спорим, за полминуты!


Что делает ребенок? Правильно, идет на очередной рекорд, соревнуясь сам с собой. То есть выполняет рутинную работу с превеликим удовольствием! Чего, собственно говоря, мы и добивались.

Вывод: Муштра и приказной тон – не лучшие способы достижения результата. Гораздо эффективнее и гуманнее поддерживать интерес ребенка к занятиям, создавая игровые ситуации, не скупясь на похвалы, не ругая за ошибки, устраивая сюрпризы и праздники после выступлений.

 Музыкальные Аркады - комплект программ на русском

Причина 9: Нездоровая конкуренция

Реальные примеры:

"Ты хуже"
Подружки – отличницы Лера и Ксюша дружили с первого класса. Со второго обе пошли в музыкальную школу, попали к одному педагогу. Лера и в "музыкалке" получала только "пятерки", успехи Ксюши были скромнее, там проскакивали единичные "четверки". Но через некоторое время "пятерки" в дневнике Ксюши исчезли вообще, зато замелькали "тройки". В основной школе она также "съехала" до "хорошистки". Потом началось что-то странное: Ксюша, которая никогда не испытывала страха пред публикой, стала бояться зала. А после того как Лера победила на районном конкурсе пианистов, Ксюша, сдавая академический концерт, не смогла сдвинуться дальше первого такта! Девочка упорно занималась, но проваливала одно выступление за другим. К сожалению, причина выяснилась не стразу. Оказалось, мама Ксюши постоянно сравнивала дочь с ее подружкой, упрекая при этом дочь в недостаточном усердии и одаренности. Ксюша музыкальную школу бросила. Лера, узнав что стала невольной причиной неудач подружки, едва не последовала ее примеру.

"Ты лучше"
Оля была лучшей всегда – занималась стабильно и с удовольствием, блестяще, без сбоев исполняла концертные программы. Выходя на сцену, она лучилась от счастья – казалось, зал питал ее энергией. "Наша звезда"– так называли ее в школе; "Ты у нас лучше всех", – внушали ей дома. Но на очередном конкурсе что-то не задалось, и свою программу Оля исполнила с рядом досадных ошибок. В этот раз она заняла не привычное первое, а "позорное" третье место. "Не оправдала доверия!" – оценила результат своего выступления девочка. И, не доучившись всего год, забрала из школы документы. Говорят, дома к инструменту она тоже больше не подходит.

Совсем не сравнивать детей между собой, мы, наверное, не в состоянии. И педагоги, выставляя им отметки, и родители, слушая их выступления, вольно или невольно ранжируют их относительно друг друга. Но обязательно ли озвучивать детям все наши мнения, а тем более – однозначные оценки? Ведь надломить ребенка может и завистливое "Она лучше тебя", и выплески родительской гордыни "Ты лучше всех!". Самооценка ребенка при этом либо долго и методично втаптывается в пыль, либо возносится на крохотную недосягаемой высоты площадку, откуда легко летит в ту же пыль при малейшем неосторожном движении.

Вывод: Обсуждая с ребенком результаты обучения и концертных выступлений, старайтесь оценивать их объективно, отмечая в первую очередь достоинства исполнения. Не стоит допускать заявлений, способных прямо или косвенно, в данный момент или в перспективе, понизить самооценку ребенка, его веру в свои возможности.

Причина 10: Конфликт со сверстниками

К счастью, подавляющее большинство юных музыкантов вполне адаптированы в социуме. Они, как и другие дети, дружат, иногда ссорятся и скоро мирятся, в меру шалят и проказничают, обклеивают стены "ранетками" и "кадетами", и не боятся высказывать своих взглядов.

Есть и другая категория детей, которых сверстники отличают и отторгают. У этих детей репутация "странных" и "маменькиных сынков", наиболее распространенные их прозвища – "заучка", "очкарик", "ботаник". В среде сверстников таким детям непросто: они одиноки, их ежедневная участь – насмешки и нападки. Часто они талантливы, и всегда – несчастны.

А еще случается, что родители тревожного положения дел замечать не желают. Потому что "эти дворовые хулиганы в подметки не годятся нашему милому мальчику" (или девочке). Такие родители растят своих деточек словно в оранжерее, искусственно создавая им стерильно – "высококультурные" условия. "Цветы жизни", послушно извлекая из инструмента звуковой бисер, мечтают о запретном – забраться на забор или угостить молоком подвальных котят…

Вместе с тем ребенок, который носит очки, но способен виртуозно забить гол, в глазах сверстников уже не "очкарик". Отличник, который легко объяснит одноклассникам историю создания компьютерной игры – уже не "ботан". А скрипач, заступившийся за девочку – уже не "маменькин сынок".

Все просто: чаще дети отторгают другого ребенка не по причине его внешней непохожести на них, и не потому, что не разделяют его увлечений. Они чувствуют плоды его квазикультурного воспитания – высокомерное, пренебрежительное к ним отношение.

Детский коллектив может отторгать и являющего миру последствия слишком строгого воспитания или сверхтребовательного отношения. Скованный, закомплексованный, робкий, боязливый ребенок – идеальная мишень для травли.

Напротив, у открытых, уверенных в себе, общительных, и дружески настроенных детей серьезные проблемы со сверстниками возникают крайне редко.

Вывод: Ребенок будет полноценно развиваться лишь в том случае, если сможет адаптироваться в среде сверстников. Умение выстраивать отношения приходит когда у ребенка есть возможность свободно общаться. Задача родителей – обеспечить комфортную, доброжелательную, позитивную атмосферу в стенах его родного дома, прививать уважительное отношение к людям. Не менее важно вовремя заметить возникшие у ребенка сложности в общении с другими детьми и по-взрослому мудро помочь ребенку их разрешить.

Причина 11: Конфликт с педагогом

Мне кажется, что основных причин для возникновения конфликтной ситуации две:

а) Личный конфликт, и
б) Профессиональный конфликт.

Начнем с последнего. Чаще он вызван недовольством требований учителя, либо его профессиональным мастерством. У начинающего музыканта скорее вызывает раздражение завышенные (по его мнению) требования. Музыкант более опытный может почувствовать, что педагог не в состоянии обеспечить подготовку того качества, в которой он испытывает потребность. Часто именно нестыковка уровней требований ученика и учителя друг к другу становятся причиной возникновения напряженности в их отношениях.

Другая распространенная причина личного неприятия – системное взаимонепонимание между учителем и учеником. Что называется, "не сошлись характерами".

Конфликт может возникнуть и спонтанно, вследствие какого-то события. Модели развития событий могут быть разными и зависят личностных черт участников конфликта: "пожар" можно раздуть, или подпитывать, чтобы тлел долгие годы, а можно быстро и без следа погасить.

Родителям важно понимать:

1) Конфликт может быть и явным, остротекущим, и скрытым, хроническим. Латентные формы конфликта – с улыбками, расшаркиваниями и тихой ненавистью менее заметны, а потому чреваты серьезными последствиями.

2) Ребенок всегда реагирует на грубость, крик, или хроническую раздражительность педагога. Хорошо, если ребенок озвучит свое недовольство, и очень плохо, если молчит и терпит.

3) Прав педагог ли неправ, ребенок всегда становится жертвой конфликта.

4) Если конфликт зашел слишком далеко и явно необратим, лучший выход – сменить педагога.

5) Нельзя исключать и обстоятельств, при которых ребенок просто хитрит. Скажем, ищет у учителя недостатки, чтобы оправдать собственную лень или другие причины плохой успеваемости.

Вывод: Родителям следует и здесь постоянно держать "руку на пульсе":
1) осознанно выбрать педагога для своего ребенка;
2) общаться с педагогом как можно чаще;
3) не жалеть времени на разговоры со своим ребенком. Ваш жизненный и родительский опыт подскажет, насколько личностные качества учителя соответствуют задаче обучения и воспитания вашего ребенка, как выстроить конструктивные отношения в связке учитель – ученик – родитель, и что предпринять в случае возникновения конфликтной ситуации.

Причина 12: Другое призвание

Отказ от занятий музыкой могут вызвать и множество других причин. Примером сознательного выбора альтернативного вида деятельности может стать Борис Пастернак. Лауреат Нобелевской премии по литературе мог стать художником (судя по детским рисункам – далеко не последним), а мог и композитором. Александр Скрябин, у которого он брал уроки, находил у него недюжинные музыкальные способности. Но будущий поэт и писатель счел свою музыкальную одаренность недостаточной для карьеры профессионала, и занятия музыкой прекратил.

Вывод: Не из всякого человека, берущего уроки музыки, вырастает профессиональный музыкант. Даже если родителям этого очень хочется! Надо быть готовым к тому, что сын или дочь выберут другой путь.

Но как бы не сложилось профессиональное будущее ребенка, занятия музыкой не пройдут даром. Хороший вкус, знания в области культуры и искусства, развитый музыкальный слух, владение инструментом или вокальные навыки, тренированный интеллект – это, согласитесь, неплохой ресурс для обеспечения успеха и в любой профессиональной области, и в социуме в целом.


Заключение

Но вернемся к "не хочу учиться музыке". Что же с этим делать Вам, в Вашем конкретном случае, когда Вы с эти столкнулись?

Для начала – адекватно оцените ситуацию. То есть спокойно, без лишних эмоций, проанализируйте ее, и уже в зависимости от результата вашего мини-исследования поищите оптимальное решение. Вот один из возможных алгоритмов действия:

1. Попытайтесь понять, "не хочу" ребенка это:

а) не более чем живая спонтанная, "минутная" реакция на ситуацию, которую он "здесь и сейчас" воспринял как негативную или сложную; или

б) это его обдуманное решение.

2. Еще раз проанализируйте 12 названных мной причин детского "не хочу". Посмотрите и на себя: не совершили ли Вы, родитель, одну или несколько из тех типичны ошибок, что здесь упомянуты.

3. Продумайте, что можно предпринять, чтобы повысить у ребенка интерес к занятиям и как их организовать. Обязательное условие: "меры реагирования" должны быть гуманными и позитивными!

4. Если, несмотря на все усилия с Вашей стороны, ребенок категорически отказывается от занятий музыкой в любой форме, готовы ли Вы пойти ему навстречу?

5. Честно ответьте себе на вопрос: Ваше решение действительно осознанно и взвешенно? Вы учли его последствия? Вы учли мнение и возможности ребенка?

Уверена, Вы – мудрый родитель – найдете лучший для Вашего ребенка вариант ответа на его "не хочу". Надеюсь, что мой личный опыт окажется для Вас полезным. Всего доброго!

Любовь Александрова,
музыковед, педагог, журналист
2010-09-28

перейти к части #2

* * * * * * *

Перейти к списку статей >>

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник –
URL-адрес страницы данной статьи или материала.



Комментарии посетителей:



feed_back


Полная версия –
7 игр 'Дорожные
Знаки Картинки',
cыграй сейчас!

'Дорожные Знаки Картинки'



в АРХИВ рассылки →


Вы цените свое время и свои деньги? Знайте, что многие проблемы учебы ребенка в ДМШ можно решить с нашим комплектом "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Превратить обучение в игру
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "



Отзыв о комплекте "Музыкальные Аркады"


Снежана Откина и Катя ...Мы когда начали заниматься, развитие сразу заметно было. Потому что надо успевать ловить ноту, определить название, запомнить ее. То есть память однозначно развивается, и выучивание конкретного названия ноты тоже, естественно.
Вообще, чтобы обучить ребенка нотам, музыке, эти игры – вещь хорошая...

Снежана Откина
мама Кати, г. Новосибирск




Игры нашего музыкального колледжа на для PC !


7 обновленных игр, отобранных нашими посетителями + Метроном

Профессор Музыки 1

Подробнее »


Как познакомить ребенка с классической музыкой и инструментами?


"Детский альбом Чайковского в XXI веке" – мультимедийное издание для Windows – превосходное решение!

Детский альбом Чайковского в XXI веке

Подробнее »


Что сделать, чтобы ребенок начал творить и ощутил себя композитором?


Вам нужен лишь AZEMUS FS 1.2, чтобы ваш компьютер стал синтезатором!

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »


Нужен метроном для разучивания пьес или занятий ритмикой, или чтобы узнать темп композиции?


Используйте наш онлайн метроном!

Новый онлайн метроном

Подробнее »




Покажите вашему ребенку эти игры! Всего 20-30 минут, чтобы заметить, как навык развился!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа


У вас есть вопросы по музыкальному обучению?


Статьи, интервью, аудиолекции

Статьи, интервью, практические советы! Да, и новые постоянно добавляются...

Подробнее »


Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "


Новый продукт – Английские слова: 1000 легко!


7 игр на для PC !

Английские слова: 1000 легко!

Подробнее »


| Главная | Предложения | Колледж | Статьи | Карта сайта | Архив рассылки | Аудио-лекции | Видео | Магазин | Студия | Фоновая музыка | О компании |
© Вирартек, 2009-2017