Компания "Вирартек" легко учиться музыке / создавать музыку / помощь родителям и учителям ДМШ !   Карта сайта 
Компания  "Вирартек"
ГлавнаяПредложенияКолледжСтатьиАудио-лекцииМагазинСтудияФоновая музыкаО нас
Google Play / Android Apps Store

Скидки 50% на скачиваемые версии обучающих программ!

Магазин Вирартек - любые виды оплаты с Яндекс.Кассой

Ребенок теряет интерес к музыке – что делать?
12 причин детского "не хочу!"
(часть #2)

Осенний лист Ребенок год (три года, пять лет…) обучался музыке,
и вдруг – "Не буду больше учиться, надоело!".
Что в этом случае делать родителям: ...

(Продолжение)

перейти к части #1

Причина 7: Плохая организация домашних занятий

Понедельник: "Сегодня был урок, заниматься не буду";
Вторник: "Да ладно, завтра поиграю";
Среда: "Домашки - тьма, устал. Пара часиков же перед музыкалкой найдется, успею!"…

И так от урока к уроку: невыполненное задание – чувство вины – обещание заниматься – очередная порция "завтраков"… И – непреодолимое желание избавиться и от этой бесконечной вины, и от ее видимого источника "музыкалки".

Ребенка понять можно: пока другие дети резвятся на улице или играют в компьютерные игры он, бедолага, должен стучать по клавишам или "распиливать" скрипку. Что касается игр и общения со сверстниками – мы уже договорились выделить на это время. Теперь наша задача - помочь ребенку заниматься меньше, но с большим результатом.

Решение есть. Любое сверхсложное дело можно выполнить меньшим количеством усилий, если разделить его на части – маленькие и простые. Одно условие: эти маленькие и простые задания необходимо выполнять регулярно.

Задача родителей – организовать процесс домашних занятий музыкой так, чтобы юный музыкант осознал преимущества этой системы, а затем неукоснительно следовал ей.

Далее – несколько простых советов о том, как это сделать:

5 правил эффективного выполнения домашних заданий по музыке

1. Дробим задание.
Для начала разбейте заданное на 3-4 части, определив тем самым объем работы на каждый день.

2. Определяем, что будем делать на домашних "уроках".
Теперь дробим ежедневные порции. Какую-то их часть (в т.ч. разбор, выучивание текста наизусть, отработку педали, оттенков и т.п.) необходимо выполнять сосредоточенно, с полным погружением в материал. Эту часть работы выполняем в специально отведенное для занятий время.

3. Заполняем временные "карманы".
Есть и чисто техническая часть здания – к примеру, отработка пассажа, или наращивание темпа в упражнении. Почему бы не сместить "технику" на другое время, к примеру, не прогнать гамму, убрав звук у телевизора во время рекламной паузы? Увидите, таких временных "карманов" в течение дня наберется немало. А ребенок, использовав по 5-10 ранее почем зря пропадавших минут, сможет получить часок-другой личного времени.

4. Работаем над всеми произведениями – ежедневно!
Способ, когда сегодня разучиваем пьесу, завтра – этюд, послезавтра – полифонию, малоэффективен. Во-первых, потому, что перерывы между отдельным произведением получаются слишком большими. Ребенок может потерять все то, что успел наработать, но не успел закрепить. Кроме того, дней на все произведения может и не хватить. Разумнее ежедневно работать над каждым из заданных произведений – но, как условились, дозированно.

5. Перед уроком.
Последнее домашнее занятие оставляем для повторения и закрепления. Это значит, что основная часть работы должна быть к этому времени уже выполнена. Главная цель, которую таким образом достигнем, заключается даже не в более высоком качестве выполнения домашней работы. Более важно то, что у ребенка, который "выполнил и перевыполнил", автоматически повышается самооценка. Ощущение "сложно" у него постепенно переходит в разряд "выполнимо", а "Я смог" рождает внутреннюю уверенность: "Я могу!" / "Я способен!" / "Мне все по плечу!".

Вывод: Формируем график занятий так, чтобы ребенок добивался результата, затрачивая как можно меньшее количество времени и сил. Один из самых оптимальных способов – краткие, но регулярные занятия с использованием вынужденных пауз и перерывов между другими делами и развлечениями.

Причина 8: Муштра при отсутствии поощрений

"Быстро за инструмент! И чтобы не вставал, пока не выучишь, лентяй!"

… Ну что тут добавить? Разве что констатировать: путь тупиковый. Нет лучшего способа отбить у ребенка желание подходить к инструменту, чем пальба оскорбительными для его самолюбия приказами-назиданиями.

Нет, проявлять настойчивость волей-неволей приходится. Но не в такой же форме! Кстати, в лености в данном случае стоит упрекнуть родителей, которые не удосужились поискать более гуманный и конструктивный вариант организации занятий для своего ребенка.

Выход здесь один – поддержать или вновь вызвать у ребенка интерес к занятиям. Так, чтобы за инструмент он садился если и после напоминания, то без явного или скрытого раздражения. Один из самых работающих способов – положительная мотивация.

Как пробудить интерес к занятиям музыкой? 3 способа решения проблемы:

1. Блестящие перспективы.
Расскажем ему о его блестящих перспективах? Можно, но… малоэффективно. Как показывает практика, метод действует, но действие его кратковременно. Стоит начать твердить о "что будет" каждый день, ребенок вообще перестает воспринимать информацию всерьез. Ведь в силу специфики своего детского мироощущения, он живет не в "прекрасном далеко", а здесь и сейчас. Причем здесь и сейчас он видит одно – новую порцию домашней работы. А что он получит, когда ее выполнит? Правильно, другую порцию домашней работы! Потом он сыграет академический концерт, далее выступит на конкурсе… И получит новую программу – то есть очень-очень-очень большую порцию работы. Так что обозначать перспективы полезно, но заставлять ребенка жить исключительно перспективами – ошибочно.

2. Поощрения.
Попробуйте чаще поощрять нашего труженика. Устройте ему праздник, после выступления подарив цветы, сводив в его любимое кафе, или пригласив друзей. Не важно, что юный музыкант допустил "помарки" – похвалите его, отметив то, что ему удалось. И уж тем более не ругайте за ошибки! Даже после выступления, которое он сам оценил как провал, можно поддержать его веру в себя, подарив мягкую игрушку – "Друга, который все поймет", или перебить тоскливое настроение походом в зоопарк – "Мы тебя любим вместе с твоими ошибками!".

3. Превращаем работу в игру.
А рабочие будни можно раскрасить, превратив рутинный труд в игру. Превращение состоится, стоит лишь привнести в занятия элемент азарта. К примету, так:

– Я вчера засек время, пока ты играла эту гамму. Ползла по клавишам более 3-х минут. Сегодня ты уложилась в две сорок! А быстрее можешь?
– Попробую…
– Супер – еще минус десять секунд! Да такими темпами ты скоро за минуту четыре октавы пролетишь!
– Спорим, за полминуты!


Что делает ребенок? Правильно, идет на очередной рекорд, соревнуясь сам с собой. То есть выполняет рутинную работу с превеликим удовольствием! Чего, собственно говоря, мы и добивались.

Вывод: Муштра и приказной тон – не лучшие способы достижения результата. Гораздо эффективнее и гуманнее поддерживать интерес ребенка к занятиям, создавая игровые ситуации, не скупясь на похвалы, не ругая за ошибки, устраивая сюрпризы и праздники после выступлений.

 Музыкальные Аркады - комплект программ на русском

Причина 9: Нездоровая конкуренция

Реальные примеры:

"Ты хуже"
Подружки – отличницы Лера и Ксюша дружили с первого класса. Со второго обе пошли в музыкальную школу, попали к одному педагогу. Лера и в "музыкалке" получала только "пятерки", успехи Ксюши были скромнее, там проскакивали единичные "четверки". Но через некоторое время "пятерки" в дневнике Ксюши исчезли вообще, зато замелькали "тройки". В основной школе она также "съехала" до "хорошистки". Потом началось что-то странное: Ксюша, которая никогда не испытывала страха пред публикой, стала бояться зала. А после того как Лера победила на районном конкурсе пианистов, Ксюша, сдавая академический концерт, не смогла сдвинуться дальше первого такта! Девочка упорно занималась, но проваливала одно выступление за другим. К сожалению, причина выяснилась не стразу. Оказалось, мама Ксюши постоянно сравнивала дочь с ее подружкой, упрекая при этом дочь в недостаточном усердии и одаренности. Ксюша музыкальную школу бросила. Лера, узнав что стала невольной причиной неудач подружки, едва не последовала ее примеру.

"Ты лучше"
Оля была лучшей всегда – занималась стабильно и с удовольствием, блестяще, без сбоев исполняла концертные программы. Выходя на сцену, она лучилась от счастья – казалось, зал питал ее энергией. "Наша звезда"– так называли ее в школе; "Ты у нас лучше всех", – внушали ей дома. Но на очередном конкурсе что-то не задалось, и свою программу Оля исполнила с рядом досадных ошибок. В этот раз она заняла не привычное первое, а "позорное" третье место. "Не оправдала доверия!" – оценила результат своего выступления девочка. И, не доучившись всего год, забрала из школы документы. Говорят, дома к инструменту она тоже больше не подходит.

Совсем не сравнивать детей между собой, мы, наверное, не в состоянии. И педагоги, выставляя им отметки, и родители, слушая их выступления, вольно или невольно ранжируют их относительно друг друга. Но обязательно ли озвучивать детям все наши мнения, а тем более – однозначные оценки? Ведь надломить ребенка может и завистливое "Она лучше тебя", и выплески родительской гордыни "Ты лучше всех!". Самооценка ребенка при этом либо долго и методично втаптывается в пыль, либо возносится на крохотную недосягаемой высоты площадку, откуда легко летит в ту же пыль при малейшем неосторожном движении.

Вывод: Обсуждая с ребенком результаты обучения и концертных выступлений, старайтесь оценивать их объективно, отмечая в первую очередь достоинства исполнения. Не стоит допускать заявлений, способных прямо или косвенно, в данный момент или в перспективе, понизить самооценку ребенка, его веру в свои возможности.

Причина 10: Конфликт со сверстниками

К счастью, подавляющее большинство юных музыкантов вполне адаптированы в социуме. Они, как и другие дети, дружат, иногда ссорятся и скоро мирятся, в меру шалят и проказничают, обклеивают стены "ранетками" и "кадетами", и не боятся высказывать своих взглядов.

Есть и другая категория детей, которых сверстники отличают и отторгают. У этих детей репутация "странных" и "маменькиных сынков", наиболее распространенные их прозвища – "заучка", "очкарик", "ботаник". В среде сверстников таким детям непросто: они одиноки, их ежедневная участь – насмешки и нападки. Часто они талантливы, и всегда – несчастны.

А еще случается, что родители тревожного положения дел замечать не желают. Потому что "эти дворовые хулиганы в подметки не годятся нашему милому мальчику" (или девочке). Такие родители растят своих деточек словно в оранжерее, искусственно создавая им стерильно – "высококультурные" условия. "Цветы жизни", послушно извлекая из инструмента звуковой бисер, мечтают о запретном – забраться на забор или угостить молоком подвальных котят…

Вместе с тем ребенок, который носит очки, но способен виртуозно забить гол, в глазах сверстников уже не "очкарик". Отличник, который легко объяснит одноклассникам историю создания компьютерной игры – уже не "ботан". А скрипач, заступившийся за девочку – уже не "маменькин сынок".

Все просто: чаще дети отторгают другого ребенка не по причине его внешней непохожести на них, и не потому, что не разделяют его увлечений. Они чувствуют плоды его квазикультурного воспитания – высокомерное, пренебрежительное к ним отношение.

Детский коллектив может отторгать и являющего миру последствия слишком строгого воспитания или сверхтребовательного отношения. Скованный, закомплексованный, робкий, боязливый ребенок – идеальная мишень для травли.

Напротив, у открытых, уверенных в себе, общительных, и дружески настроенных детей серьезные проблемы со сверстниками возникают крайне редко.

Вывод: Ребенок будет полноценно развиваться лишь в том случае, если сможет адаптироваться в среде сверстников. Умение выстраивать отношения приходит когда у ребенка есть возможность свободно общаться. Задача родителей – обеспечить комфортную, доброжелательную, позитивную атмосферу в стенах его родного дома, прививать уважительное отношение к людям. Не менее важно вовремя заметить возникшие у ребенка сложности в общении с другими детьми и по-взрослому мудро помочь ребенку их разрешить.

Причина 11: Конфликт с педагогом

Мне кажется, что основных причин для возникновения конфликтной ситуации две:

а) Личный конфликт, и
б) Профессиональный конфликт.

Начнем с последнего. Чаще он вызван недовольством требований учителя, либо его профессиональным мастерством. У начинающего музыканта скорее вызывает раздражение завышенные (по его мнению) требования. Музыкант более опытный может почувствовать, что педагог не в состоянии обеспечить подготовку того качества, в которой он испытывает потребность. Часто именно нестыковка уровней требований ученика и учителя друг к другу становятся причиной возникновения напряженности в их отношениях.

Другая распространенная причина личного неприятия – системное взаимонепонимание между учителем и учеником. Что называется, "не сошлись характерами".

Конфликт может возникнуть и спонтанно, вследствие какого-то события. Модели развития событий могут быть разными и зависят личностных черт участников конфликта: "пожар" можно раздуть, или подпитывать, чтобы тлел долгие годы, а можно быстро и без следа погасить.

Родителям важно понимать:

1) Конфликт может быть и явным, остротекущим, и скрытым, хроническим. Латентные формы конфликта – с улыбками, расшаркиваниями и тихой ненавистью менее заметны, а потому чреваты серьезными последствиями.

2) Ребенок всегда реагирует на грубость, крик, или хроническую раздражительность педагога. Хорошо, если ребенок озвучит свое недовольство, и очень плохо, если молчит и терпит.

3) Прав педагог ли неправ, ребенок всегда становится жертвой конфликта.

4) Если конфликт зашел слишком далеко и явно необратим, лучший выход – сменить педагога.

5) Нельзя исключать и обстоятельств, при которых ребенок просто хитрит. Скажем, ищет у учителя недостатки, чтобы оправдать собственную лень или другие причины плохой успеваемости.

Вывод: Родителям следует и здесь постоянно держать "руку на пульсе":
1) осознанно выбрать педагога для своего ребенка;
2) общаться с педагогом как можно чаще;
3) не жалеть времени на разговоры со своим ребенком. Ваш жизненный и родительский опыт подскажет, насколько личностные качества учителя соответствуют задаче обучения и воспитания вашего ребенка, как выстроить конструктивные отношения в связке учитель – ученик – родитель, и что предпринять в случае возникновения конфликтной ситуации.

Причина 12: Другое призвание

Отказ от занятий музыкой могут вызвать и множество других причин. Примером сознательного выбора альтернативного вида деятельности может стать Борис Пастернак. Лауреат Нобелевской премии по литературе мог стать художником (судя по детским рисункам – далеко не последним), а мог и композитором. Александр Скрябин, у которого он брал уроки, находил у него недюжинные музыкальные способности. Но будущий поэт и писатель счел свою музыкальную одаренность недостаточной для карьеры профессионала, и занятия музыкой прекратил.

Вывод: Не из всякого человека, берущего уроки музыки, вырастает профессиональный музыкант. Даже если родителям этого очень хочется! Надо быть готовым к тому, что сын или дочь выберут другой путь.

Но как бы не сложилось профессиональное будущее ребенка, занятия музыкой не пройдут даром. Хороший вкус, знания в области культуры и искусства, развитый музыкальный слух, владение инструментом или вокальные навыки, тренированный интеллект – это, согласитесь, неплохой ресурс для обеспечения успеха и в любой профессиональной области, и в социуме в целом.


Заключение

Но вернемся к "не хочу учиться музыке". Что же с этим делать Вам, в Вашем конкретном случае, когда Вы с эти столкнулись?

Для начала – адекватно оцените ситуацию. То есть спокойно, без лишних эмоций, проанализируйте ее, и уже в зависимости от результата вашего мини-исследования поищите оптимальное решение. Вот один из возможных алгоритмов действия:

1. Попытайтесь понять, "не хочу" ребенка это:

а) не более чем живая спонтанная, "минутная" реакция на ситуацию, которую он "здесь и сейчас" воспринял как негативную или сложную; или

б) это его обдуманное решение.

2. Еще раз проанализируйте 12 названных мной причин детского "не хочу". Посмотрите и на себя: не совершили ли Вы, родитель, одну или несколько из тех типичны ошибок, что здесь упомянуты.

3. Продумайте, что можно предпринять, чтобы повысить у ребенка интерес к занятиям и как их организовать. Обязательное условие: "меры реагирования" должны быть гуманными и позитивными!

4. Если, несмотря на все усилия с Вашей стороны, ребенок категорически отказывается от занятий музыкой в любой форме, готовы ли Вы пойти ему навстречу?

5. Честно ответьте себе на вопрос: Ваше решение действительно осознанно и взвешенно? Вы учли его последствия? Вы учли мнение и возможности ребенка?

Уверена, Вы – мудрый родитель – найдете лучший для Вашего ребенка вариант ответа на его "не хочу". Надеюсь, что мой личный опыт окажется для Вас полезным. Всего доброго!

Любовь Александрова,
музыковед, педагог, журналист
2010-09-28

перейти к части #2

* * * * * * *

Перейти к списку статей >>

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник –
URL-адрес страницы данной статьи или материала.



Комментарии посетителей:



отправьте свой комментарий!
как вас называть:
ваш email:
Тема:
введите код подтверждения, изображенный на картинке: Human Confirmation Code (Captcha)

сообщение:
примечание: комментарий будет опубликован на сайте после проверки


Полная версия –
7 игр 'Дорожные
Знаки Картинки',
cыграй сейчас!

'Дорожные Знаки Картинки'



в АРХИВ рассылки →


Вы цените свое время и свои деньги? Знайте, что многие проблемы учебы ребенка в ДМШ можно решить с нашим комплектом "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Превратить обучение в игру
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "



Отзыв о комплекте "Музыкальные Аркады"


Марина Куприянова Я работаю учителем музыки в обще- образовательной школе. Активно применяю комплект "Музыкальные аркады" на своих уроках. Дети в восторге, да и я тоже. Особенно радует тот диапазон уровней сложности, который позволяет играм быть доступным для малышей, а также интересным для более старших детей. ...Благодаря этим играм я нашла более "короткий" путь к детям с навыками одаренности, особенно скрытой одаренности. Ведь далеко не все дети способны раскрыть свои музыкальные способности по ряду причин.

Марина Куприянова
учитель музыки, г. Нижневартовск




Игры нашего музыкального колледжа на для PC !


7 обновленных игр, отобранных нашими посетителями + Метроном

Профессор Музыки 1

Подробнее »


Как познакомить ребенка с классической музыкой и инструментами?


"Детский альбом Чайковского в XXI веке" – мультимедийное издание для Windows – превосходное решение!

Детский альбом Чайковского в XXI веке

Подробнее »


Что сделать, чтобы ребенок начал творить и ощутил себя композитором?


Вам нужен лишь AZEMUS FS 1.2, чтобы ваш компьютер стал синтезатором!

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »


Нужен метроном для разучивания пьес или занятий ритмикой, или чтобы узнать темп композиции?


Используйте наш онлайн метроном!

Новый онлайн метроном

Подробнее »




Покажите вашему ребенку эти игры! Всего 20-30 минут, чтобы заметить, как навык развился!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа


У вас есть вопросы по музыкальному обучению?


Статьи, интервью, аудиолекции

Статьи, интервью, практические советы! Да, и новые постоянно добавляются...

Подробнее »


Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "


Новый продукт – Английские слова: 1000 легко!


7 игр на для PC !

Английские слова: 1000 легко!

Подробнее »


| Главная | Предложения | Колледж | Статьи | Карта сайта | Архив рассылки | Аудио-лекции | Видео | Магазин | Студия | Фоновая музыка | О компании | Дистрибьютору |
© Вирартек, 2009-2017