Компания "Вирартек" легко учиться музыке / создавать музыку / помощь родителям и учителям ДМШ !   Карта сайта 
Компания  "Вирартек"
ГлавнаяПредложенияКолледжСтатьиАудио-лекцииМагазинСтудияФоновая музыкаО нас
Google Play / Android Apps Store

А.Устинов

Дифференциальные пороги
в оценке звуковых объектов *

В нашем случае определенный интерес могут представлять механизмы восприятия и идентификации образов, способность человека к точной (тонкой) оценки объектов, обуславливаемая такой особенностью восприятия, как дифференциальный порог (ДП). По существу понятие дифференциальный порог или порог чувствительности в психологии означает минимальное изменение какого-либо параметра, воспринимаемое испытуемым. В силу взаимосвязанности параметров сложного звукового объекта, дифференциальные пороги можно только несколько условно разделить на однофакторные и многофакторные. Для расчетов используют справочные величины ДП, которые являются усредненными значениями показателей у отдельных испытуемых. В психоакустике чаще всего оперируют однофакторными ДП частоты, интенсивности, временных интервалов, пространственной ориентации, и многофакторным ДП спектра.

Объективное существование ДП определяет по существу возможные границы восприятия, распознавания, оценки человеком тех или иных явлений. Помимо научного интереса, ДП оказываются важными экономическими и производственными факторами во всех случаях, когда разрабатываются и производятся изделия или продукты для человека (например, сколько точек на единицу площади телевизионного экрана необходимо для качественной передачи изображения; сколько градаций цветовых оттенков необходимо иметь для качественной полиграфии; какой разброс (допуск) допустим на вкусовые добавки при производстве пищи; с какой точностью должны дозироваться пахучие вещества в парфюмерном производстве и т.д.).

Из компьютерных моделей, годных для непосредственного восприятия человеком, в первую очередь распространение получают визуальные и звуковые. Наибольший прогресс в развитии технологий моделирования получили визуальные модели, разрабатываемые в области компьютерной графики. В случае моделирования реального объекта степень соответствия модели этому объекту обуславливается сложностью модели, т.е. по сути дела числом составных частей – элементов модели. Степень сложности модели определяет то, насколько модель приближается к «зоне» реального объекта. Если модель близка к реальному объекту настолько, что «разница» между ними меньше многофакторного ДП, то испытуемый уже не способен отличить модель от реального объекта. Если говорить о компьютерной графике, то этот «барьер» уже давно преодолен для стационарных моделей (статических изображений), и, судя по всему, в ближайшие 3-5 лет будет преодолен для динамических объектов.

В области электронной музыки получили громадное распространение модели средней и низкой сложности (MIDI-файлы, т.е. электронные партитуры, воспроизводимые синтезаторами). Однако и в этом направление создаются отдельные композиции, достаточно близко приближающиеся к реальным объектам – живому исполнению.

В смежной к исполнению музыки области – электронном синтезе музыкальных тембров, «зона близости» в синтезе тембра акустического рояля была достигнута еще 10 лет назад, когда при тестировании электронного инструмента группа профессиональных экспертов не смогла уверенно отметить разницу в звучании рояля фирмы Стенвей и синтезатора. Следовательно, если мы можем качество тембра реального инструмента относить к эстетической, художественной категории, то тогда отдельные искусственные модели уже обладают совершенным эстетическим качеством.

Рассматривая процесс оценки звуковых объектов, необходимо также обратить внимание на некоторые общие механизмы восприятия и идентификации образов человеком. Подавляющее большинство объектов, составляющих общий поток раздражителей, будь они звуковой, визуальной, или другой природы, как например, запахи, тактильные, вкусовые воспринимаются и идентифицируются на подсознательном уровне. Так человек, занятый какой-то проблемой, может совершить прогулку из дома к месту службы и ни на чем не заострить свое внимание, хотя все его органы чувств работали. Объяснение этому обстоятельству состоит в том, что ни один из встретившихся объектов (событий) не нарушил некоторые нормы, не вышел за границы привычных образов – звуки, визуальные картины, запахи, характерные движения объектов – все было обычным. В подобном случае все раздражители воспринимаются и автоматически идентифицируются на подсознательном уровне. Как только в область восприятия наших органов чувств попадает объект «не вписывающийся» в обычную схему идентификации, задача из подсознания передается сознанию – мы обращаем внимание на такой объект и пытаемся найти объяснение необычному явлению. Другой случай, когда идентификация, оценка объектов выполняется человеком сознательно – тогда, когда он сам дает себе задание «обращать внимание на что-то».

Можно утверждать, что в процессе восприятия музыкальных объектов, как видимо и в случаях идентификацией образов иной, не звуковой природы, мозг человека «сопротивляется» созданию новых «классов», или, иными словами – он против детализации имеющейся системы идентификации. Так более легко воспринимаются и лучше поддаются классификации те объекты, для которых уже существуют «некоторые разделы», классы с подобными, близкими по характеру образами.

* Фрагмент доклада на научно-практической конференции в Ростовской консерватории (2000 г.).

Примечание автора: Поскольку материал относится к психологии восприятия, он не утратил свою актуальность, не смотря на дату подготовки.

Разрешение на использование объектов авторского права.
Если Вам понравилась статья (или любой другой материал) на сайте компании "Вирартек" и Вы хотите разместить ее на своем сайте или в блоге, то Вы можете использовать эту информацию целиком (вся статья) или частично (цитаты), сохраняя оригинальный текст в исходном виде и
обязательно указывая ссылку на источник –
URL-адрес страницы данной статьи или материала.



Комментарии посетителей:

Admin: Здесь Вы можете высказать свое мнение об этой статье.



feed_back


Полная версия –
7 игр 'Дорожные
Знаки Картинки',
cыграй сейчас!

'Дорожные Знаки Картинки'



в АРХИВ рассылки →


Вы цените свое время и свои деньги? Знайте, что многие проблемы учебы ребенка в ДМШ можно решить с нашим комплектом "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Превратить обучение в игру
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "



Отзыв о комплекте "Музыкальные Аркады"


Снежана Откина и Катя ...Мы когда начали заниматься, развитие сразу заметно было. Потому что надо успевать ловить ноту, определить название, запомнить ее. То есть память однозначно развивается, и выучивание конкретного названия ноты тоже, естественно.
Вообще, чтобы обучить ребенка нотам, музыке, эти игры – вещь хорошая...

Снежана Откина
мама Кати, г. Новосибирск




Метроном с танцевальными ритмами: Постучать! Порепетировать! Потанцевать! Узнать темп композиции!


У нас есть для вас online метроном!

Новый онлайн метроном

Подробнее »


Игры нашего музыкального колледжа на для PC !


7 обновленных игр, отобранных нашими посетителями + Метроном

Профессор Музыки 1

Подробнее »


Вы, как и все слушаете музыку? Начните сами сочинять!


Пробуйте синтезатор AZEMUS FS 1.2

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее "


Новый продукт – Английские слова: 1000 легко!


7 игр на для PC !

Английские слова: 1000 легко!

Подробнее »


Вы знаете самый быстрый способ освоить программу и начать делат свою музыку? Это – ВИДЕОКУРСЫ!


Ознакомьтесь, вряд ли вы найдете что-нибудь более эффективное!

Видеокурсы по освоению программ для создания своей музыки - FL Studio, Cubase, BIAB


Хотите попробовать себя в импровизации?


Похоже, лучшее, что есть на русском – это:

Видео курс по джазовой импровизации


Ищите действительно полезную информацию?


Статьи, интервью, аудиолекции

Здесь всегда есть новые и интересные СТАТЬИ!

Подробнее "


в АРХИВ рассылки >>

| Главная | Предложения | Колледж | Статьи | Карта сайта | Архив рассылки | Аудио-лекции | Видео | Магазин | Студия | Фоновая музыка | О компании |
© Вирартек, 2009-2017