Компания "Вирартек" легко учиться музыке / создавать музыку / помощь родителям и учителям ДМШ !   Карта сайта 
Компания  "Вирартек"
ГлавнаяПредложенияКолледжСтатьиАудио-лекцииМагазинСтудияФоновая музыкаО нас
Google Play / Android Apps Store

Скидки 50% на скачиваемые версии обучающих программ!

Магазин Вирартек - любые виды оплаты с Яндекс.Кассой

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.1)

Что такое импровизация?

О том, что такое музыкальная импровизация, в чем ее секреты и как овладеть этим искусством, написано достаточно много работ. Стоит ли вновь обращаться к данной теме? Стоит! В музыке немало «загадочных вещей», которые, как кажется, делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация – один из самых таинственных музыкальных процессов, может поэтому далеко не всякий музыкант, владеющий инструментом, с легкостью импровизирует. Полагаю, что опыт каждого музыканта уникален. Я импровизирую много лет и, поэтому, я надеюсь, мой путь разгадывания секретов импровизации, приемы для развития этого навыка, окажутся полезными как для опытных музыкантов, так и для любителей и даже для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Так вот...

Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Вечеринка. Человек, закончивший ДМШ, колледж или даже консерваторию по классу фортепиано, часто не может сыграть «сходу» аккомпанемент для простой и популярной песни, которую компания решила спеть? У друзей, не имеющих музыкального образования, этот факт постоянно вызывает удивление. Причем, своего товарища-музыканта они будут просить и в следующий раз, и в следующий... по простой причине: «Они не понимают, как можно не подыграть простую песенку, исполняя виртуозно, по их мнению, Ф.Шопена?!». И, правда, как? ... А дипломированный пианист постарается скрыть свои навыки в новой компании или для подобных ситуаций обзавестись нотными сборниками.

Но, если вы попросите на подобной же вечеринке подыграть выпускника хорового, народного, духового, вокального отделения, и даже барабанщика, то они в большинстве случаев значительно лучше справятся с заданием. Почему?

Потому, что у всех у них обычно больше практики играть без нот, подбирать на ходу, ориентироваться в гармонии, мыслить вне партитуры, т.е. ТВОРИТЬ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ.

К сожалению традиционная, современная система музыкального образования не ставит перед педагогами задачи обучения импровизации. Да и сами педагоги – продукт этой системы и искусством импровизации в большинстве своем не владеют. И это закономерно, потому что традиционная система готовит исполнителей. Поэтому, далеко не все музыканты умеют импровизировать.

Конечно, определение «играть без нот» может сгодиться для обозначения этого загадочного действия. Но его явно недостаточно, если мы хотим хоть немного разобраться в сути явления импровизации. Я пробую отметить основные закономерности на примере импровизации в танце. Почему?

Во-первых, эти закономерности ОБЩИЕ,

Во-вторых, танец, несомненно, следующая после музыки область, где импровизация достаточно распространенное явление.

Причем, обычному человеку кажется, что научиться импровизации в танце явно проще, чем в музыке. Так что танец – хороший пример. И так, что такое, на мой взгляд, импровизация в танце?

Это какие-то не прописанные заранее в схеме танца движения, которые:

1. Вписываются в ритм;
2. Соответствуют стилю
танца;
3. Украшают танец;
4. Разнообразят танец;
5. Соответствуют форме (т.е. ходу – начало, развитие, кульминация ... вход-выход и пр. )
6. Повышают выразительность танца (и тем самым усиливают эмоциональное впечатление).

А чего же не хватает до магического числа 7 ? Догадались? Это

7. Выучены и отработаны заранее.

Да именно так! Мало того, что в хорошей импровизации надо учесть все указанные моменты (1-7). Все эти движения, фигуры должны быть выучены и отработаны. И все это в полной мере относится и к музыкальной импровизации.

Импровизация, таким образом, оказывается во много раз более сложным процессом, чем исполнение по нотам. Фактически, музыкант-импровизатор это не просто исполнитель, он в этом процессе композитор, аранжировщик, дирижер и все это в одном лице! Иными словами:

Развиваем:
  • музыкальный слух,
  • чувство ритма,
  • музыкальную память,
  • чувство фразировки и формы,
  • чувство ансамбля
= Учимся
импровизировать

И наоборот:

Учимся
импровизировать
= Развиваем:
  • музыкальный слух,
  • чувство ритма,
  • музыкальную память,
  • чувство фразировки и формы,
  • чувство ансамбля
 Музыкальные Аркады - комплект программ на русском

Если вам нужно более детальное определение, то обратите внимание на комментарии:

  • Импровизация строится из заготовленных фрагментов, музыкальных фраз, приемов, клише, характерных для данного стиля (т.е. одни и те же приемы (фактически ноты), используют множество музыкантов!);
  • Импровизация накладывается на ритмическую, гармоническую основу композиции (То есть часть инструментов ансамбля исполняет вполне строгие партии. А если исполнитель один, например, пианист или гитарист, то в басовом регистре – аккомпанемент, а в среднем и верхнем – соло-импровизация);
  • Фразы, приемы могут применяться как отдельно «вкраплениями», так и «цепочками»;
  • Импровизация часто контрастирует с основной мелодией или с аккомпанементом (например, в импровизацию включаются ритмические акценты, которые отсутствовали в основной теме и в аккомпанементе, обыгрываются ступени лада, которые меняют характер, настроение и т.п.);
  • Импровизация это часто значительно больше игра, баловство, выплеск эмоций, чем все остальное в музыкальном произведении;
  • Импровизация убедительна и эффектна, когда импровизатор следует общей форме произведения, использует «благоприятные моменты», которые создает ему аккомпанемент, когда импровизация усиливает выразительность всего произведения, когда импровизация и аккомпанемент взаимно дополняют друг друга.

Примеры, где проявляются общие закономерности импровизации.

  • Представьте себе мотоциклиста или сноубордиста (Free Style), которые строят свои композиции прыжков согласно ландшафту, рельефу местности...
  • У меня есть еще один хороший пример. Представьте себе строй солдат, репетирующих парад, и ребенка, которому разрешили порезвиться невдалеке. Ребенок то пристраивается рядом и марширует точно в ногу с солдатами, то делает в 2 раза больше шагов, то отбегает в сторону, то отстает, догоняет и снова пристраивается... Представили? Этот ребенок ТВОРИТ, он импровизирует!

Алексей Устинов, 25 ноября 2009 г.

Вперед: Часть 2. Как я научился импровизировать?


Алексей Устинов, руководитель компании Вирартек, Новосибирск
Алексей Устинов,
создатель и руководитель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'. Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

* Более подробную информацию о его деятельности смотрите в специальном разделе


Перейти к списку статей >>

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

Видео курс по джазовой импровизации


Отзывы и комментарии:

Иконка комментария (жен.) 2010-02-03 Ольга:
до конца ДМШ не закончила,было скучно и не интересно, всегда нравилась импровизация но, некому было учить... сейчас прошло уже 20 лет, хочу опять заняться но уже сама... и дочь заинтересовать.. она из-за болезни бросила учиться, но интерес остался, и теперь благодаря интернету и таким сайтам как ваш многое можно при желании наверстать... Спасибо за Вашу работу!

Иконка комментария (жен.) 2010-08-01 Людмила С.:
Болдьшое спасибо за статью. Хотелось бы получить ваши видео-уроки, ноты и пр. Как это можно сделать и сколько это стоит? Спасибо.

Иконка комментария (муж.) 2011-02-01 Ветналис:
Я всегда говорил, что абсолютно все музыкальные учебные заведения вытравляют свободомыслее в музыкальном поле! Все меньше и меньше молодых исполнителей, которые получили диплом, потеряли чувство свободы в музыке и только и могут, что сыграть уже затертых до дыр классиков, при этом сами ничего нового не могут добавить. На момент зарождения музыки не было стабильных правил, их придумали, вывели потом все те же губители искусства - ученые.

Иконка комментария (муж.) 2011-06-09 Valera:
Всегда хотел научиться импровизации. А тут случайно зашел на Ваш сайт и думаю мечта о импровизации может быть и реальностью. СПАСИБО!

Иконка комментария (жен.) 2013-05-10 Эллен:
Как только я бросила музыкалку и стала заниматься музыкой самостоятельно я обнаружила очень большие пробелы именно в этой области)



отправьте свой комментарий!
как вас называть:
ваш email:
Тема:
введите код подтверждения, изображенный на картинке: Human Confirmation Code (Captcha)

сообщение:
примечание: комментарий будет опубликован на сайте после проверки


Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "


Хочешь стать музыкантом? Используй комплект "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Выучить ноты, читать партитуры
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "


Игры нашего музыкального колледжа на для PC !


7 обновленных игр, отобранных нашими посетителями + Метроном

Профессор Музыки 1

Подробнее »


Вы знаете самый быстрый способ освоить программу и начать делат свою музыку? Это – ВИДЕОКУРСЫ!


Ознакомьтесь, вряд ли вы найдете что-нибудь более эффективное!

Видеокурсы по освоению программ для создания своей музыки - FL Studio, Cubase, BIAB


Ищите материалы, чтобы осваивать искусство импровизации?


Похоже, лучшее, что есть на русском – это:

Видео курс по джазовой импровизации


Нужен метроном? Постучать? Порепетировать? Потанцевать? Узнать темп композиции?


У нас есть для вас online метроном !

Новый онлайн метроном

Подробнее »


Очень просто: твори и сохраняй свои идеи!


Синтезатор AZEMUS FS 1.2 – чтобы "пианино" было всегда под рукой!

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »




Музыкальные способности есть у ВСЕХ! Проверь себя с играми нашего "Музыкального колледжа" – всего 20 минут и навык реально улучшится!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа


Хотите разобраться с теорией музыки, физикой звука, психологией восприятия?


О секретах музыки "на пальцах"! Аудио-лекции Алексея Устинова.

Подробнее »


| Главная | Предложения | Колледж | Статьи | Карта сайта | Архив рассылки | Аудио-лекции | Видео | Магазин | Студия | Фоновая музыка | О компании | Дистрибьютору |
© Вирартек, 2009-2017