Компания "Вирартек" легко учиться музыке / создавать музыку / помощь родителям и учителям ДМШ !   Карта сайта 
Компания  "Вирартек"
ГлавнаяПредложенияКолледжСтатьиАудио-лекцииМагазинСтудияФоновая музыкаО нас
Google Play / Android Apps Store

Скидки 30% на скачиваемые версии обучающих программ!

Магазин Вирартек - любые виды оплаты с Яндекс.Кассой

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.3)

Назад: Часть 2. Как я научился импровизировать?
Вперед: Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2

Учимся импровизировать!

И так, я приведу несколько упражнений, выполняя которые вы сможете шаг за шагом открывать для себя секреты импровизации и повышать свое мастерство. Я начну с самых простейших приемов. Даже если какие-то покажутся вам не очень интересными, я бы предложил их все-таки выполнить. Легко и быстро, как разминку. Вполне возможно, что вы обнаружите для себя что-то новое (как и я, когда проверял их, перед тем как описать).

Да, прежде чем начать, мне надо пояснить вам еще один момент:

я бы предложил вначале отделять ритмические фигуры, шаблоны от мелодических линий (звуковысотного движения). Делать это стоит по нескольким причинам:

  • ритмический шаблон сам по себе имеет ценность, в нем уже «закодирована» некоторая музыкальная информация, и он уже обладает определенной музыкальной выразительностью;
  • импровизация, как мелодия, тема, часто строится с многократным использованием одного и тоже же ритмического шаблона – это требование периодичности, повторяемости (некоторый аналог структуры стихотворения);
  • соответственно, и мелодическая линия (последовательность музыкальных интервалов, направление движения) имеет самостоятельную ценность даже «вне» ритмического рисунка.

Таким образом, ритмика и звуковысотность – два независимых компонента, объединение которых дает собственно мелодию – новое качество.

Упражнение 1. Играем по ступеням аккордов.

1.1. Сделайте себе аккомпанемент*** из простой популярной последовательности из 4-х аккордов, легко воспроизводимой как на фортепиано, так и на гитаре:

| C | C | Am | Am | F | F | G | G |

Всего 8 тактов в размере 4/4, в среднем темпе, например, 90 четвертей в минуту. Каждый аккорд играется по 2 такта.

*** можете наиграть сами (желательно ритмично) и записать в компьютер. Затем воспроизводить по петле. Можете использовать какую-нибудь музыкальную программу, не важно MIDI или Audio, можете скачать готовый. Здесь 4 раза повторяется эта последовательность из 8 тактов. В примере четко выражены пульсации 1/4, 1/8 и 1/16, поэтому играть под него ритмично не представляет большого труда. Файл аккуратно обрезан по длине, так что если вы поставите ваш плеер в режим «Повторить», эта последовательность будет играть «вечно», что удобно для тренировки.

1.2. Теперь, начиная с первого аккорда, ритмично играйте ТОЛЬКО ноты, являющиеся ступенями текущего аккорда. Это:

До, Ми, Соль на аккорд C,
Ля, До, Ми на аккорд Am,
Фа, Ля, До на F и
Соль, Си, Ре на G

Получается? Просто? Очень просто, не интересно? Соглашусь только отчасти. Почему? Потому, что таким способом, т.е. используя ТОЛЬКО ступени текущего аккорда, прекрасными композиторами, такими как Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен, Антонио Вивальди создано море превосходной музыки. Да, именно! Просто у них более сложные и выразительные гармонические последовательности, чем в нашем образце, и, несомненно, более продуманное, грамотное обыгрывание ступеней.

Сложно, не получилось? Я специально не пояснил сразу один важный момент, чтобы вы смогли проверить себя. Вот он.

Где брать ритмические шаблоны?

У вас возникли проблемы с выбором ритмических шаблонов для этого упражнения? Известно, какие играть ноты, но не понятно каким именно ритмическим рисунком? Нужна подсказка?

Пока у вас не накопился свой собственный багаж импровизационных ходов, рисунков и приемов, есть надежный способ решать эту проблему:

1.3. Выпишите на листок бумаги или набейте в текстовом редакторе в компьютере несколько коротких фраз. Как, например:

Да, здесь моя гитара!
Скоро буду играть, как бог!
Для ноты каждой найдется место,
Если эти приемы пройти!

(Вы можете брать любые фразы, я думаю, вам это будет значительно интереснее сделать на своем примере).

 Профессор Музыки 1 - комплект программ по музыке

1.4. Проговорите вслух, без аккомпанемента эти фразы и отметьте прямо в тексте ударения на гласных. (Как вы, наверное, заметили, я их уже выделил. Но это не единственный способ и вы, конечно, можете сделать ударения по-своему).

1.5. Возьмите первую фразу и повторите ее несколько раз подряд с одинаковым ударением (как вы выделили). Вы слышите, что у вас теперь есть первый ритмический шаблон, получилось? Классно! Будет еще лучше, если вы повторите еще несколько раз эту фразу, но уже отстукивая для себя ритм четвертными долями рукой или ногой.

1.6. Теперь включите снова ваш аккомпанемент, прослушайте первый раз все 8 тактов ничего не играя, и вступите с вашим ритмическим шаблоном с аккорда C (9-й такт). Играйте ТОЛЬКО первый ритмический шаблон на всю последовательность. Т.е. вы как бы «накладываете» 1-ю фразу на все 4 аккорда (8 тактов последовательности). Вы, как и прежде, строго соблюдаете правило п. 1.2. – играть только ступени текущего аккорда. Получается? Больше логики, звучит убедительнее, красивее? Если да, то вот вам пример периодичности, повторности, «магия ритмического шаблона»!

1.7. Что же, осталось совсем немного из этого первого упражнения:

  • Проделайте п.1.6. для второй фразы, проигрывая аккомпанемент многократно.
  • Затем для третьей и четвертой фразы. Добейтесь состояния, когда вы уверенно обыгрываете каждую фразу.
  • Теперь поставьте эксперимент:

Включите проигрыватель «на петлю» и приготовьтесь «повариться» в уже привычной гармонии и хорошо усвоенных ритмических шаблонах. Играйте фразы, но выстраивая их в некую логическую цепочку. Например:

(каждая строка – 4 аккорда аккомпанемента, т.е. 8 тактов)

| C | C | Am | Am | F | F | G | G |

| 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
| 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 |

или

| 3 |3 | 1 |1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 2 |2 | 1 |1 | 1 | 1 | 1 | 1 |

И т.д.

Видите, при всем том, что мы используем все фразы без исключения, мы вносим некоторую логику в их последовательность, что создает более сложную повторность, похожую на то, что мы имеем в стихах и мелодиях песен.

Итак, у вас получается? Да – я вас ПОЗДРАВЛЯЮ! Вы уже импровизируете! Вы играете без нот, произвольно и все звучит ПРАВИЛЬНО!!! Нет? Не верю! Не может быть!

У меня по данной схеме, на основе приведенных выше фраз и выбранных в них ударениях для первых 2-х строк последовательности (1-1-2-2 и 3-3-4-4 это всего 16 тактов) получилось следующее:


Да, есть два важных комментария к Упражнению 1.

Комментарий 1-й. По п.1.2. – когда я говорю «...играть ТОЛЬКО ноты, являющиеся ступенями текущего аккорда...» это не означает обязательно играть разные ноты! Смотрите, ведь этому условию подойдет и такая последовательность:

играем только До на аккорд C,
играем только До на аккорд Am,
играем только До на F и
играем только Ре на G

Попробуйте! Видите, вы выполнили требование, используя всего две ноты! Звучит скромно, да? Но в этом есть своя прелесть – все вокруг движется, все «суетятся», а вы, напротив, так «лаконичны» :-) Это пример противопоставления, контраста в использовании выразительных средств.

Комментарий 2-й. Вы заметили, что мы специально использовали ритмические шаблоны и их повторность (п.п. 1.3. -1.7.), чтобы упорядочить нашу импровизацию? Иногда бывает, что только повторности в ритмике не достаточно. Чтобы импровизация была убедительной и логичной, хочется иметь больше «порядка» и в звуковысотной компоненте. Что для этого необходимо? – Повторяемость в звуковысотном движение в ваших фразах.

Вот вы, например, сыграли первую фразу Да, здесь моя гитара! на первый аккорд (C) так:

До- До-Ми-Соль- Соль-Ми-До

Тогда, чтобы сохранить преемственность, получить повторяемость в звуковысотном движение, вам нужно на второй аккорд (Am) сыграть:

Ля- Ля-До-Ми- Ми-До-Ля

Попробуйте подобный подход! Чувствуете разницу? То-то!

(В своем примере для первых двух строк я именно так и поступил)


–––––

Надеюсь, что вам был интересен материал первых 3-х частей этой статьи и что вы с успехом выполнили Упражнение 1.

В заключение позвольте мне привести несколько импровизаций, сделанных мной в разное время, для разных инструментов и проектов. В целом они мне кажутся вполне удачными. Надеюсь, вам они понравятся тоже, хотя, как говорят, «нет предела совершенству»...

  1. Фортепиано – Autumn in Central Park

  2. Синтетические Flute/Sitar – Morning Flower

  3. Синтетическая Flute – Nature

  4. Синт. Flute/Guitar – Pretty Baby, Are You Happy?

  5. Синтетические саксофоны – Subway Band

  6. Реальный саксофон – The Beautiful You

  7. Синтетические Guitars – Time of Parting Conversation

Алексей Устинов, Вирартек, 25 ноября 2009 г.

Назад: Часть 2. Как я научился импровизировать?
Вперед: Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2


Алексей Устинов, руководитель компании Вирартек, Новосибирск
Алексей Устинов,
создатель и руководитель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'. Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

* Более подробную информацию о его деятельности смотрите в специальном разделе


Перейти к списку статей >>

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

Видео курс по джазовой импровизации

Отзывы и комментарии:

Иконка комментария (жен.) 2010-02-03 Ольга:
очень хорошо что будет продолжение...

Иконка комментария (муж.) 2010-04-27 Владимир:
Ну ничего себе!Спасибо за полезную статью! Попробую позаниматься импровизацией, учитывая Ваши советы! Хоть бы получилось...)

Иконка комментария (муж.) 2011-02-04 jazzman1945:
По поводу "Где брать ритмические шаблоны?" Предпочтительней делать это с фразами на английском языке - именно на нем строится фразировка импровизации - если речь идет о джазе, блюзе или роке.



feed_back


Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "


Хочешь стать музыкантом? Используй комплект "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Выучить ноты, читать партитуры
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "


Игры нашего музыкального колледжа на для PC !


7 обновленных игр, отобранных нашими посетителями + Метроном

Профессор Музыки 1

Подробнее »


Вы знаете самый быстрый способ освоить программу и начать делат свою музыку? Это – ВИДЕОКУРСЫ!


Ознакомьтесь, вряд ли вы найдете что-нибудь более эффективное!

Видеокурсы по освоению программ для создания своей музыки - FL Studio, Cubase, BIAB


Ищите материалы, чтобы осваивать искусство импровизации?


Похоже, лучшее, что есть на русском – это:

Видео курс по джазовой импровизации


Нужен метроном? Постучать? Порепетировать? Потанцевать? Узнать темп композиции?


У нас есть для вас online метроном !

Новый онлайн метроном

Подробнее »


Очень просто: твори и сохраняй свои идеи!


Синтезатор AZEMUS FS 1.2 – чтобы "пианино" было всегда под рукой!

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »




Музыкальные способности есть у ВСЕХ! Проверь себя с играми нашего "Музыкального колледжа" – всего 20 минут и навык реально улучшится!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа


Хотите разобраться с теорией музыки, физикой звука, психологией восприятия?


О секретах музыки "на пальцах"! Аудио-лекции Алексея Устинова.

Подробнее »


| Главная | Предложения | Колледж | Статьи | Карта сайта | Архив рассылки | Аудио-лекции | Видео | Магазин | Студия | Фоновая музыка | О компании |
© Вирартек, 2009-2017