Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.3)
Назад: Часть 2. Как я научился импровизировать?
Вперед: Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2
Учимся импровизировать!
И так, я приведу несколько упражнений, выполняя которые вы сможете шаг за шагом открывать
для себя секреты импровизации и повышать свое мастерство. Я начну с самых простейших приемов.
Даже если какие-то покажутся вам не очень интересными, я бы предложил их все-таки выполнить.
Легко и быстро, как разминку. Вполне возможно, что вы обнаружите для себя что-то новое
(как и я, когда проверял их, перед тем как описать).
Упражнение 1. Играем по ступеням аккордов.
1.1. Сделайте себе аккомпанемент*** из простой популярной последовательности из 4-х аккордов,
легко воспроизводимой как на фортепиано, так и на гитаре:
| C | C | Am | Am | F | F | G | G |
Всего 8 тактов в размере 4/4, в среднем темпе, например, 90 четвертей в минуту. Каждый аккорд играется по 2 такта.
1.2. Теперь, начиная с первого аккорда, ритмично играйте ТОЛЬКО ноты,
являющиеся ступенями текущего аккорда. Это:
До, Ми, Соль на аккорд C,
Ля, До, Ми на аккорд Am,
Фа, Ля, До на F и
Соль, Си, Ре на G
Получается? Просто? Очень просто, не интересно? Соглашусь только отчасти.
Почему? Потому, что таким способом, т.е. используя ТОЛЬКО ступени текущего аккорда,
прекрасными композиторами, такими как Йозеф Гайдн, Людвиг Ван Бетховен, Антонио Вивальди
создано море превосходной музыки. Да, именно! Просто у них более сложные и выразительные
гармонические последовательности, чем в нашем образце, и, несомненно, более продуманное,
грамотное обыгрывание ступеней.
Сложно, не получилось? Я специально не пояснил сразу один важный момент,
чтобы вы смогли проверить себя. Вот он.
Где брать ритмические шаблоны?
У вас возникли проблемы с выбором ритмических шаблонов для этого упражнения?
Известно, какие играть ноты, но не понятно каким именно ритмическим рисунком?
Нужна подсказка?
Пока у вас не накопился свой собственный багаж импровизационных ходов,
рисунков и приемов, есть надежный способ решать эту проблему:
1.3. Выпишите на листок бумаги или набейте
в текстовом редакторе в компьютере несколько коротких фраз. Как, например:
Да,
здесь моя
гитара!
Скоро
буду
играть,
как бог!
Для ноты каждой
найдется
место,
Если эти
приемы
пройти!
(Вы можете брать любые фразы, я думаю, вам это будет
значительно интереснее сделать на своем примере).
1.4. Проговорите вслух, без аккомпанемента эти фразы и отметьте
прямо в тексте ударения на гласных. (Как вы, наверное, заметили, я их уже выделил.
Но это не единственный способ и вы, конечно, можете сделать ударения по-своему).
1.5. Возьмите первую фразу и повторите ее несколько раз подряд
с одинаковым ударением (как вы выделили). Вы слышите, что у вас теперь есть первый
ритмический шаблон, получилось? Классно! Будет еще лучше, если вы повторите еще
несколько раз эту фразу, но уже отстукивая для себя ритм четвертными долями
рукой или ногой.
1.6. Теперь включите снова ваш аккомпанемент, прослушайте
первый раз все 8 тактов ничего не играя, и вступите с вашим ритмическим
шаблоном с аккорда C (9-й такт). Играйте ТОЛЬКО первый ритмический шаблон
на всю последовательность. Т.е. вы как бы «накладываете» 1-ю фразу на все
4 аккорда (8 тактов последовательности). Вы, как и прежде, строго
соблюдаете правило п. 1.2. – играть только ступени текущего аккорда.
Получается? Больше логики, звучит убедительнее, красивее? Если да, то
вот вам пример периодичности, повторности, «магия ритмического шаблона»!
1.7. Что же, осталось совсем немного из этого первого упражнения:
- Проделайте п.1.6. для второй фразы, проигрывая аккомпанемент многократно.
- Затем для третьей и четвертой фразы. Добейтесь состояния, когда вы уверенно
обыгрываете каждую фразу.
- Теперь поставьте эксперимент:
Включите проигрыватель «на петлю» и приготовьтесь «повариться»
в уже привычной гармонии и хорошо усвоенных ритмических шаблонах.
Играйте фразы, но выстраивая их в некую логическую цепочку. Например:
(каждая строка – 4 аккорда аккомпанемента, т.е. 8 тактов)
| C | C | Am | Am | F | F | G | G |
| 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| 3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 4 |
| 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 |
| 3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 4 | 4 |
или
| 3 |3 | 1 |1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 2 |2 | 1 |1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
И т.д.
Видите, при всем том, что мы используем все фразы без исключения, мы вносим некоторую логику в
их последовательность, что создает более сложную повторность, похожую на то,
что мы имеем в стихах и мелодиях песен.
Итак, у вас получается? Да – я вас ПОЗДРАВЛЯЮ! Вы уже импровизируете!
Вы играете без нот, произвольно и все звучит ПРАВИЛЬНО!!!
Нет? Не верю! Не может быть!
Да, есть два важных комментария к Упражнению 1.
Комментарий 1-й. По п.1.2. – когда я говорю «...играть ТОЛЬКО ноты,
являющиеся ступенями текущего аккорда...» это не означает обязательно играть разные ноты!
Смотрите, ведь этому условию подойдет и такая последовательность:
играем только До на аккорд C,
играем только До на аккорд Am,
играем только До на F и
играем только Ре на G
Попробуйте! Видите, вы выполнили требование, используя всего две ноты! Звучит скромно,
да? Но в этом есть своя прелесть – все вокруг движется, все «суетятся», а
вы, напротив, так «лаконичны» :-) Это пример противопоставления, контраста
в использовании выразительных средств.
Комментарий 2-й. Вы заметили, что мы специально использовали
ритмические шаблоны и их повторность (п.п. 1.3. -1.7.), чтобы упорядочить нашу импровизацию?
Иногда бывает, что только повторности в ритмике не достаточно. Чтобы импровизация была
убедительной и логичной, хочется иметь больше «порядка» и в звуковысотной компоненте.
Что для этого необходимо? – Повторяемость в звуковысотном движение в ваших фразах.
Вот вы, например, сыграли первую фразу Да,
здесь моя
гитара! на первый аккорд (C) так:
До- До-Ми-Соль- Соль-Ми-До
Тогда, чтобы сохранить преемственность, получить повторяемость в звуковысотном движение,
вам нужно на второй аккорд (Am) сыграть:
Ля- Ля-До-Ми- Ми-До-Ля
Попробуйте подобный подход! Чувствуете разницу? То-то!
–––––
Надеюсь, что вам был интересен материал первых 3-х частей этой
статьи и что вы с успехом выполнили Упражнение 1.
Алексей Устинов, Вирартек, 25 ноября 2009 г.
Назад: Часть 2. Как я научился импровизировать?
Вперед: Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2

Алексей Устинов,
создатель компании Вирартек
Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций.
Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II).
20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории.
Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция).
2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'.
Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.
*
Более подробную информацию о его деятельности смотрите в
специальном разделе
Перейти к списку статей >>
Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов
(видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать
может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке
для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.
Отзывы и комментарии:
2010-02-03 Ольга:
очень хорошо что будет продолжение...
2010-04-27 Владимир:
Ну ничего себе!Спасибо за полезную статью! Попробую позаниматься импровизацией,
учитывая Ваши советы! Хоть бы получилось...)
2011-02-04 jazzman1945:
По поводу "Где брать ритмические шаблоны?"
Предпочтительней делать это с фразами на английском языке - именно на нем строится
фразировка импровизации - если речь идет о джазе, блюзе или роке.
|
Хочешь стать музыкантом? Используй комплект
"Музыкальные Аркады"!
|
|
- Выучить ноты, читать партитуры
- Развить слух, чувство ритма, память
- 7 навыков / 9 уровней
- Пошаговое руководство
- Бонусы!
Подробнее "
|
Музыкальные способности есть у ВСЕХ! Проверь себя
с играми нашего "Музыкального колледжа" – всего 20
минут и навык реально улучшится!
|

|
|
я бы предложил вначале отделять ритмические фигуры, шаблоны от мелодических линий (звуковысотного движения). Делать это стоит по нескольким причинам:
Таким образом, ритмика и звуковысотность – два независимых компонента, объединение которых дает собственно мелодию – новое качество.