Компания "Вирартек" легко учиться музыке / создавать музыку / помощь родителям и учителям ДМШ !   Карта сайта 
Компания  "Вирартек"
ГлавнаяПредложенияКолледжСтатьиАудио-лекцииМагазинСтудияФоновая музыкаО нас
Google Play / Android Apps Store

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.5)

Назад: Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2
Вперед: Часть 6. Учимся импровизировать! Разбор ошибок :-(

Учимся импровизировать!

В первых 4-х частях статьи я еще не касался мелодии. И теперь хочу показать несколько упражнений "вариационного" характера. Вариации – это изменение исходной темы. Может быть, это и не импровизация в чистом виде, но подобные приемы используются достаточно часто. Нередко они очень эффективны, потому что слушателю воспринимать их легче: вы не заставляете его анализировать НОВЫЙ материал, а проходитесь по уже знакомому. В смысле понимания, "думания" эти приемы ПРОЩЕ и ошибиться в них почти невозможно, хотя технически они могут быть достаточно сложными. Начнем!

Упражнение 3. Проведение темы в октаву

Кто-то скажет – скучно. Может быть. Но, всему свое место! Вот вы, например, в своем куске импровизации наиграли уже много всего, и нужно сделать кульминацию, да и напомнить всем "о чем речь" – и вы берете и "победно" проводите тему в октаву!

На клавишных этот прием исполняется легко, можно даже двумя руками – тогда получится более широкий диапазон. Гитаристу проще исполнить в 2 октавы, щипая 1-ю и 6-ю струны. Саксофонисту? Тоже можно, но тогда ноты нужно "разнести по времени". Впрочем, и на клавишных такой способ тоже даст интересный результат.

Конечно, таким приемом легче исполнять мелодии не очень "плотные", т.е. те, что прописаны крупными длительностями. Ну, и понятно, что в некоторых случаях мы будем сталкиваться просто с недостаточным широким высотным диапазоном инструмента.

Я буду использовать для всех примеров одну и ту же тему, чтобы сами приемы были более очевидны. Это хорошо известная песня "Подмосковные вечера" В.Соловьева-Седого и М.Матусовского. Вы, естественно, можете использовать любую другую мелодию, как и вашу собственную. Тональность у меня во всех примерах – Ля-минор. Все примеры – "компьютерные", не претендующие на какой-либо художественный уровень и служат лишь для иллюстрации.

Упражнение 4. Проведение темы с тремоло

Еще один вариант – использовать тремоло. Для пианиста технически играть тремоло в октаву не очень сложно, хотя определенный навык нужен, а вот гитаристу проще сыграть на одной ноте:


  Пример 1. Октавы и тремоло на одной ноте / в одной октаве


Но оба они, как, впрочем, и исполнители на духовых, могут применить тремоло с "соседними" нотами, т.е. в малую секунду. Правда, в этом случае нужно быть более внимательным:

ПРАВИЛО: вы гарантированно избежите ошибок, если будет использовать ноты текущего лада / шкалы, причем, ниже по высоте, чем исходная нота мелодии. А вот полутоновое понижение может (если это не ступень текущего лада), привести к заметным диссонансам. В любом случае, какие бы ступени вы не использовали, желательно следовать правилу: Громкостные акценты, должны быть на исходной ноте мелодии. И, естественно, заменяя одну исходную ноту на серию мелких длительностей, следует начинать с исходной, т.е. "оставить" ее на "родном" месте.


  Пример 2. Тремоло с соседними нотами


Упражнение 5. Обыгрывание с корневой нотой аккорда и доминантой

Большинство современников хорошо знают подобный пример благодаря Янгу Ангусу – гитаристу легендарной группы AC/DC, использовавший его в песне "Thunderstruck". Хотя очевидно, что задолго до него этот прием вдоль и поперек применяли классики XVI-XVII веков, особенно в музыке для струнных инструментов. А вообще мне кажется, что корни этого способа лежат в решении такой задачи, как "передача" сразу и мелодии, и гармонии на инструменте, который одновременно может воспроизвести только одну ноту, как например, флейта.

 Музыкальные Аркады - комплект программ на русском

  Пример 3. Thunderstruck – AC/DC


Пробуем! Надо знать гармонию и выбрать мелкую длительность – обычно это 1/16 или 1/32. Далее все просто – каждая исходная нота теперь будет представлена группой из ее самой и корневой ноты текущего аккорда. Вот смотрите, что получается:


  Пример 4. С корневой нотой текущего аккорда


ПРАВИЛО: Исходную ноту все-таки лучше оставлять "на акценте", т.е. начинать также с нее, тогда мелодия будет более ярко выражена, а басовые ноты выполнят роль "отбивки" слабых долей и будут как бы "подгонять" ритмический рисунок, "подтягивать темп".


Этот прием очень легко исполнять на гитаре и других струнных, когда корневая нота текущего аккорда совпадает с открытой струной. Тогда можно даже не менять струну! (У гитаристов эту ноту часто называют "педальной", т.е. создающий постоянный фон – педаль). Но ведь не так много открытых струн, да и тональность может оказаться не очень удачной для такого приема. В нашем случае, да и почти в любом другом примере, если мы выбираем удобную тональность, есть одна фишка: используйте в качестве педальной ноты ДОМИНАНТУ! 5-я ступень вовсе не зря так называется – она действительно может доминировать – полностью заменить гармоническую "подложку", хотя остановиться, завершить тему все-таки правильнее на ТОНИКЕ. Поскольку мой пример в Ля-миноре, то открытое Ми первой струны идеально подходит для исполнения мелодии данным приемом.


  Пример 5. Обыгрывание с доминантой


Упражнение 6. Обыгрывание мелодии с нотами текущего аккорда

Вы, наверное, сами уже догадались, какой вариант может быть следующим? Конечно! – обыграть мелодию нотами текущего аккорда! Получится что-то вроде арпеджио. Да, и не стоит забывать про акценты – они должны быть на исходной ноте мелодии. Кстати, этот прием хорошо работает с триолями. (Смотрите Пример 6.)

Упражнение 7. Проведение темы с аккордами (блок-аккорды)

Это очень эффективный и распространенный прием, хотя в "чистом виде" применим только для полифонических инструментов (позволяющих извлечь одновременно несколько звуков). Клавишнику несколько легче обыграть мелодию таким способом, а вот гитаристу нужно будет немного "попотеть", подбирая наиболее удобные позиции.


  Пример 6. С нотами текущего аккорда и с блок-аккордами


Фактически вы должны сыграть аккорды, к которым "вверху присоеденены" ноты мелодии. Ритмический рисунок этих новых аккордов будет полностью повторять рисунок мелодии. Причем, поскольку обычно какой-то еще инструмент играет партию баса (а у клавишника это левая рука), нет особой необходимости играть аккорды полностью. Вы можете выбрать удобное обращение для каждого аккорда и даже исполнять не все ступени.

Да.... Получился вцелом технический набор упражнений, но я полагаю эти приемы очень полезны, а на реальном материале они могут принести вам кроме мороки и большое удовольствие. В любом случае – очередной шаг сделан! Успехов вам!

Алексей Устинов, Вирартек, 26 октября 2010 г.

Назад: Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2
Вперед: Часть 6. Учимся импровизировать! Разбор ошибок :-(


Алексей Устинов, руководитель компании Вирартек, Новосибирск
Алексей Устинов,
создатель и руководитель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'. Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

* Более подробную информацию о его деятельности смотрите в специальном разделе


Перейти к списку статей >>

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

Видео курс по джазовой импровизации

Отзывы и комментарии:

Иконка комментария (муж.) 2010-10-27 KeyboardFun:
Дождался продолжения! Ура! Спасибо! Благодаря вашим статьям я уже могу импровизировать. Коряво, однако я МОГУ!!! Спасибо!!!



feed_back


Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "


Хочешь стать музыкантом? Используй комплект "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Выучить ноты, читать партитуры
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "


Игры нашего музыкального колледжа на для PC !


7 обновленных игр, отобранных нашими посетителями + Метроном

Профессор Музыки 1

Подробнее »


Вы знаете самый быстрый способ освоить программу и начать делат свою музыку? Это – ВИДЕОКУРСЫ!


Ознакомьтесь, вряд ли вы найдете что-нибудь более эффективное!

Видеокурсы по освоению программ для создания своей музыки - FL Studio, Cubase, BIAB


Ищите материалы, чтобы осваивать искусство импровизации?


Похоже, лучшее, что есть на русском – это:

Видео курс по джазовой импровизации


Нужен метроном? Постучать? Порепетировать? Потанцевать? Узнать темп композиции?


У нас есть для вас online метроном !

Новый онлайн метроном

Подробнее »


Очень просто: твори и сохраняй свои идеи!


Синтезатор AZEMUS FS 1.2 – чтобы "пианино" было всегда под рукой!

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »




Музыкальные способности есть у ВСЕХ! Проверь себя с играми нашего "Музыкального колледжа" – всего 20 минут и навык реально улучшится!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа


Хотите разобраться с теорией музыки, физикой звука, психологией восприятия?


О секретах музыки "на пальцах"! Аудио-лекции Алексея Устинова.

Подробнее »


| Главная | Предложения | Колледж | Статьи | Карта сайта | Архив рассылки | Аудио-лекции | Видео | Магазин | Студия | Фоновая музыка | О компании |
© Вирартек, 2009-2017