Компания "Вирартек" легко учиться музыке / создавать музыку / помощь родителям и учителям ДМШ !   Карта сайта 
Компания  "Вирартек"
ГлавнаяПредложенияКолледжСтатьиАудио-лекцииМагазинСтудияФоновая музыкаО нас
Google Play / Android Apps Store

Учимся импровизировать!
В ладу – как рыба в воде! (Ч.6)

Назад: Часть 5. Учимся импровизировать! Упражнения 3-7
Вперед: Часть 7. (продолжение следует)

Учимся импровизировать! Разбор ошибок :-(

В моих планах стояла другая, на мой взгляд, самая "вкусная" тема – "опевания мелодии", в частности, в стиле Soul, как это становится модным даже у отечественных исполнителей… Но, жизнь, некоторые события, явно показали, что ошибки, которые музыканты делают с нарушением лада, очень типичны и откладывать на потом этот вопрос не стоит.

Конкретная причина – концерт группы знакомых музыкантов, на котором я недавно побывал. Группа у нас известная – свой стиль, не первый год играют, часть музыкантов показывают достаточно профессиональный уровень, но вот гитарист! Как ни соло, импровизация – так то там, то здесь что-то такое цеплял, что меня просто переворачивало… Наверное, что-то подобное чувствуют люди с абсолютным слухом, когда строй смещен на четверть тона (к счастью, слух у меня не абсолютный!) … Потом вспомнил еще один похожий случай … Причем, я не знаю ни одного примера у фирмачей (может невнимательно следил, а может не так много отслушал), когда лад явно нарушался в соло, в импровизации, по крайней мере в студийных записях.

Я думаю, что это такая музыкальная культура (строгое соблюдение лада), может быть никак и не связана с самим музыкальным образованием – это что-то такое, само по себе разумеющееся. Если вы спросите джазового музыканта, то лад для него будет чем-то вроде азбуки, и важными моментами он назовет – фразировку, тонкое чувство ритма, "драматургию", композицию, развитие в своем соло… А соблюдение лада – что-то естественное.

Это похоже на знание естественного языка – кто-то пишет без ошибок и без кандидатской по филологии, а кто-то неграмотно и после ВУЗа. Причем, академическим музыкантам в этом смысле легче – они играют только то, что есть в нотах – от них не требуется знание и "чувство лада".

Ладно, хотя эту тему не так просто объяснять, я попытаюсь выделить основные моменты – правила, а также отметить основные ошибки.

Что такое лад? (англ. – Scale)

У нас есть полутоновая музыкальная шкала. В октаве – 12 полутонов. Часть нот в октаве "выбрали", отметили их как "разрешенные" и назвали "ступенями лада". Обычно в ладу таких ступеней 7. Так, например, если взять на пианино подряд 7 белых клавиш от ДО вверх, то это и будут 7 ступеней мажорного лада. Вы можете заметить, что между некоторыми белыми клавишами "вклиниваются" черные и, таким образом, расстояние между ступнями разное – где 1 полутон, где 2 (т.е. тон). Таким образом, схема мажорного лада, выраженного через расстояния между ступенями, будет такая: 2-2-1-2-2-2. Свойство, природа лада, не изменится, с какой бы ноты мы его не строили – надо просто сохранять расстояние в полутонах между ступенями.

Что такое тональность? (англ. – Key)

Это какой тип лада и от какой ноты построен. В моем примере выше тональности ДО-мажор. Т.е. если говорят – тональность РЕ-минор, то лад минорный, построенный от ноты РЕ и т.д.

ПРАВИЛА

1. Ладов ОЧЕНЬ много!

По сути дела, можно взять ЛЮБОЮ схему полутонов (набор нот в октаве), даже самую дикую, назвать это ладом и ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ! Давайте не будем далеко ходить – возьмите 7 нот: ДО, ДО#, РЕ, ФА, ФА#, СОЛЬ, СОЛЬ# и поиграйте ТОЛЬКО ЭТИ ноты минуту – другую. Вы услышите своеобразный характер этого дикого лада – впрочем, если поискать, то вполне может оказаться, что у него и название есть!

2. ОДИН ЛАД в один момент времени!

Да именно так! То есть, обычно в пределах достаточно долгого интервала времени лад в музыке не меняется. Это как правила игры – ну должно же хоть что-то быть постоянным? Меняются аккорды, ноты, ритмические фигуры, но все это "стоит на фундаменте" – ладе. Выражаясь образно, лад выполняет роль "координатной сетки", как меридианы и параллели на географической карте, чтобы не заблудиться.

Зачем это нужно? Ну а как же мы без опоры, привязки? Если в ритмической схеме мы стараемся "поймать" и удерживать пульсацию (тоже сетка!) – сильные, слабые, нечетные, четные доли. То в "частотной сетке" – в высоте нот, мозг тоже ищет основу:

где тоника – база, корневая нота или "Папа",

где доминанта – "Мама",

где субдоминанта – "Дитя", которое, при всей самостоятельности, "тянется" к "родителям",

где остальные "родственники",

а где "чужие".

3. ТРИ ГРУППЫ НОТ.

Все возможные ноты для простоты (или для начала!) следует разделить на 3 группы (в первый частях статьи я уже касался этого вопроса):

1-я – ноты, являющиеся ступенями текущего аккорда. Так, например, если в данный момент аккорд ДО-мажор, то это ДО, МИ, СОЛЬ.

2-я – ноты, являющиеся ступенями текущей тональности. Так, например, если тональность ДО-мажор, то это ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ (первая группа входит во 2-ю!)

3-я – все остальные ноты. Опять же, если мы в тональности ДО-мажор, то "вычитая" из хроматической гаммы (всех 12 полутонов) ноты 1-й и 2-й группы у нас останется: ДО#, РЕ#, ФА#, СОЛЬ# и ЛЯ# – именно с нотами 3-й группы чаще всего и связаны ошибки в ладу.

4. НОТЫ 1-Й ГРУППЫ МОЖНО ИГРАТЬ ВСЕГДА

– ошибки никогда не будет! Неважно, на сильную, на слабую долю сыграна такая нота – все будет звучать.

Небольшое замечание: если аккорд сложный, например, C9 (нон-аккорд). В джазе это обозначение будет соответствовать такому набору: ДО-МИ-СОЛЬ-СИ-РЕ (т.е. мажорное трезвучие с повышенной седьмой (СИ) и девятой ступенью (РЕ через октаву). Заметьте, какой "богатый" аккорд – в нем 5 из 7 ступеней мажорного лада! Так вот, если вы играете одну из высоких ступеней, 7-ю или 9-ю в низком регистре, то вы можете создать конфликт с корневой нотой, тоникой, которую в данный момент может исполнять бас и, таким образом, "поколебать" основу. А вот сделать акцент, задержаться на этих ступенях, в верхнем или среднем регистре – значит просто добавить звучанию "аромата", "изыска" … В джазе подобное – норма!

5. НОТЫ 2-Й ГРУППЫ, не являющиеся нотами 1-й группы, ЛУЧШЕ ИГРАТЬ КАК ПРОХОДЯЩИЕ

– ошибки никогда не будет, вы же не нарушаете лад! Т.е. эти ноты не могут нарушить звучания, сломать общую картину, особенно, если на них не делается акцент.

6. НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ АКЦЕНТ НА НОТАХ 3-Й ГРУППЫ!

Они не относятся к ладу и сломают вам всю картину. Единственное, на что они годятся, так это для мелких украшений – форшлагов и пр.


А что делать, если нет текущего аккорда и нет текущей тональности?

ТАКОГО НЕ БЫВАЕТ! Нет, конечно, если наиграть кучу абсолютно случайных нот, то такая ситуация может возникнуть, но и она крайне мало вероятна по двум причинам:

А. Человек почти не в состоянии играть случайно – лучше использовать генератор случайных чисел (алгоритм), игральные кубики и т.п.

Б. Даже в абсолютно случайном наборе нот мозг человека усиленно пытается найти логику, т.е. в нашем случае ЛАД и обычно ему, мозгу, это удается :-)

Ну а если говорить о реальной ситуации, то возможно, например, такое. Допустим, в 1-м такте тональность ЛЯ-минор, все играют аккорд Am (ЛЯ минор), во 2-м такте только бас играет ноту СОЛЬ, а в 3-м – все вместе играют аккорд F (ФА мажор). Вопрос – какой текущий аккорд был во 2-м такте?

Ответ: считайте, что G (СОЛЬ мажор)! Но его же там не было в полном виде? Да, правда, у слушателей есть еще и музыкальная память, предвидение – последовательность Am – G – F настолько избита, что мозг не сомневается, что во 2-м такте должен был быть G. Да, и разве ноты в басу, уже известной тональности и предыдущего аккорда вам недостаточно?

А если бы во 2-м такте и бас ничего не играл? Ну, почти тоже самое – опять же из-за памяти и ожидания. Можете смело считать, что в паузе аккорд G. Правда, в этом случае у вас свободы больше – оставайтесь в ладу, играйте что хотите – конфликтовать то не с кем!

7. ВСЕГДА ЗНАЙ, В КАКОМ ТЫ ЛАДУ!

И действительно, если вы знаете, какой в данный момент лад, то ошибиться, нарушить лад сложно. Отсюда вывод – все ошибки возникают потому, что музыкант не всегда знает, какой в данный момент лад.

 Профессор Музыки 2 - комплект программ по музыке

8. ЧЕТЫРЕ ОСНОВНЫХ ТИПА ЛАДОВ

Для того, чтобы "набить руку" а распознавании лада, нам на первых порах вполне хватит 4-х типов:

4 типа ладов

Для простоты я использую лады от ноты ДО для мажора и ноты ЛЯ для минора.

Как вы видите, во всех ладах по 7 ступеней и отличаются они "схемой" – интервалами между ступенями. Причем, натуральный мажор и натуральный минор в нашем случае являются еще и "параллельными" тональностями – наборы ноты в них одинаковые. По сути дела, это одна и та же схема, просто "сдвинутая" на малую терцию.

По этой причине, нередко определение тональности для некоторых композиций или фрагментов затруднено – с равной вероятностью может быть одна из параллельных тональностей, например, как C, так и Amin.

Часто используемых миноров, как вы можете заметить – больше. И в песнях вы не найдете указания на смену одного минора на другой, т.е. смену лада. Реально на практике в начале партитуры может быть указано Amin или C, а по ходу, в самой песне, могут встретиться ВСЕ 4 лада.

9. КАК ПРОСТО ОПРЕДЕЛЯТЬ СМЕНУ ЛАДА?

По аккордам! Есть тональность, лад, есть гармоническая последовательность. Или есть гармоническая последовательность, без указания тональности и лада. Например, такая:


| С | Am | F | G | C | Dm | G | C |


Ну, посмотрели на эти аккорды, на то, какие в них ноты, и увидели, что ЭТО ВСЕ натуральный ДО-мажор. Или такая:


| Am | Dm | G | C | F | G | Am | – соответственно, натуральный ЛЯ-минор.


Так вот, подобные простые и всем известные последовательности – основа громадного количества песен (естественно, что тональности могут быть другими!). И если вы обнаружили такой "кусок" – вы уже хорошо знаете, где здесь ноты 1-й, 2-й и 3-й групп, т.е. ошибаться вы не должны.

Но, если какой-то аккорд "ломает" лад, картину, которая сложилась до его появления, то вам надо обратить внимание: скорее всего именно здесь и меняется лад! Вот, например:


| С | Am | F | G | Dm | E | Am | Am |


Вроде ничего особенного, но: здесь появилась нота G# в аккорде E, а ведь такой ноты НЕТ в натуральном ДО-мажоре! Это тоже очень типичная гармоническая последовательность. В моем примере – переход из мажорной (C) в параллельную в минорную тональность (Amin), выполненный с применением мажорного аккорда, построенного от доминанты новой тональности. Так ведь в этом месте лад то изменился! Какой он теперь? А посмотрите на схемы наших 4-х типов – это или мелодический или гармонический минор. В любом случае, ноту G во время звучания аккорда E использовать на сильной доле нежелательно!

10. МОЖНО ЛИ НЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЛАД ВООБЩЕ?

Можно! Да, на практике, так вот копаться в теории – не совсем приятное дело. Да и аккордовые последовательности даже в популярных песнях бывают достаточно сложными. Дело не в том, что там простые аккорды или нет, много их или нет, а том КАКИЕ это аккорды – меняют они лад или нет? (Правильнее, конечно, говорить – меняется ли лад в этом месте, т.к. аккорды лишь отражают эту смену). На практике могут встретиться такие случаи, в которых и профессионалы, теоретики к единому мнению не придут! А хочется ведь просто играть, и чтобы все звучало. Правильно? Я сам именно так и делаю, т.е. не разбираюсь с ладом. И подход здесь такой:

Берете сетку аккордов вашей композиции и НА КАЖДОМ АККОРДЕ играете гамму – определяете лад не в смысле его названия, а в том, что проверяете, КАКИЕ НОТЫ относятся к ладу В ЭТОМ МЕСТЕ. Поиграли, повыбирали варианты, прислушались – вот вам и ноты 2-й группы. Только не забывайте и по "сторонам смотреть" – т.е. какие аккорды окружают тот, который вы обыгрываете. Ведь лад не может быть полностью задан одним аккордом.

Какая бы сложная ни была гармония, чтобы там не менялось, всегда можно найти ноты 2-й группы! Конечно, тут основной упор на то, как вы слышите, какой у вас музыкальный опыт, но это все развиваемо!

Я приведу вам два примера джазового характера средней сложности, чтобы вы могли поискать схемы на практике – т.е. определить в них на каждом аккорде ноты 2-й группы. Хотя вы, несомненно, можете подобные задачи порешать и на своих собственных или любых других композициях – главное, чтобы там были изменения лада.


| C+7 | C#dim | Dm7 | G+5 |    и   | Ab+7 | G7 | Em7 | Db+7 |


(если вы не очень хорошо знакомы с такими обозначениями, то можете посмотреть их в онлайн игре "Популярные аккорды" в разделе "Колледж". А заодно и потренировать свой слух.)

11. А КАК ОПРЕДЕЛЯТЬ НОТЫ 2-Й ГРУППЫ ПРОЩЕ?

Надо найти тонику! Как только вы знаете, где тоника – первая ступень в схеме лада, то отыскать, "услышать" другие ступени намного легче:

  • Возьмите пару аккордов из песни, с которой вы занимаетесь
  • поиграйте их немного
  • затем "побродите" по ступеням этих аккордов, подряд как они сложились
  • попробуйте заполнить "пустые места", если они есть
  • теперь, перебирая эти ноты, поищите ту, на которой можно остановиться – где возникает чувство "завершения", т.е. найдите из этого набора самую "устойчивую" – скорее всего, она и будет тоникой

Вообще то очень большое число композиций начинается и, особенно часто, заканчивается "главным" аккордом, построенным от тоники. Для ДО-мажор это C, для ЛЯ-минора – Am... Но все-таки не всегда, поэтому проверить, какая там тональность, часто необходимо.

Вот, например, два аккорда:  | G | F |    или   | Em7 | F+7 | – поиграйте, сначала первую пару и отыщите тонику, потом вторую и снова определите тонику.


Попробовали, что вы обнаружили? В обоих случаях это или ДО или ЛЯ! Да? Т.е. всего 2 аккорда могут "задать" вам лад, "координаты", в которых помещаются фразы, мелодии и пр. Причем, среди этих аккордов вовсе и необязательно должен присутствовать аккорд от тоники (первой ступени) – так что можно создать композицию в которой НИ РАЗУ аккорд от тоники не присутствовал. Ну, например, импровизировать 5 минут на | Em7 | F+7 | !


ОСНОВНЫЕ ОШИБКИ


Вот вроде ничего и не осталось для ошибок, т.к. почти все моменты были отмечены выше. И все-таки, из-за чего чаще всего они возникают? На мой взгляд, причина здесь в следующем:

Импровизация строится из заранее выученных ходов, которые очень часто "привязаны" к аккордам. Ну, скажем, выучили вы 10 песен и все в тональности Amin. У вас уже есть свой набор приемчиков, ходов, допустим, на аккорде G. И они так классно во всех этих песнях подходили!

А вот взялись вы разучивать новую песню в тональности Cmin, где вам попался аккорд G и вы так, не глядя, ваш любимый ход и применили. Но, лад то там другой! И, возможно, той ноты, где вы обычно делали акцент, вообще нет в новом ладу! Вот вам и ошибка, которая режет слух тем, у кого чувство лада развито лучше, вот вам и непрофессионализм! Разница может быть всего в одном полутоне …

Упражнение 8

Очень коротко. Есть одна техника, которую любят использовать джазовые музыканты в качестве тренировки. И чем-то похожа она на склонения, падежи в русском языке.

8.1. Берете ОДИН ход, мелодический оборот или даже с гармоническими элементами (когда ноты звучат одновременно), который вы ПРЕКРАСНО знаете и любите применять.


8.2. Берете ЗНАКОМУЮ последовательность аккордов, где ЭТОТ ХОД вы уже ПРИМЕНЯЛИ и

играете ваш ХОД НА ВСЕ АККОРДЫ подряд,
естественно, КОРРЕКТИРУЯ его так, чтобы не нарушать лад


8.3. Берете НЕЗНАКОМУЮ последовательность аккордов и применяете ваш ход НА ВСЕХ АККОРДАХ


8.4. Берете ДРУГОЙ ВАШ ход и делаете с ним тоже самое.



Уфффф ... не простой вопрос! Однако, мы движемся вперед, к самому интересному! Успехов вам!

Алексей Устинов, Вирартек, 10 января 2011 г.

P.S. Уверен, что лучше разбираться с музыкальной системой, ладами вам также помогут аудио-лекции раздела Секреты музыки: физика звука, психология восприятия, теория музыки "на пальцах"

Назад: Часть 5. Учимся импровизировать! Упражнения 3-7
Вперед: Часть 7. (продолжение следует)


Алексей Устинов, руководитель компании Вирартек, Новосибирск
Алексей Устинов,
создатель и руководитель компании Вирартек

Радионженер, ученый, педагог, музыкант, звукорежиссер. Автор методических и научных публикаций. Разработчик 1-го в СССР музыкального компьютера и 1-х обучающих музыкальных программ на базе ПК 'Агат-7(9)' (аналог Apple II). 20 лет чтения курсов 'Музыкальная информатика', 'Музыкальная акустика' и 'Звукорежиссура' в Новосибирской государственной консерватории. Разработка алгоритмов музыкальных программ для Cakewalk (США), Jasmine Music Technology (США), PGMusic (Канада), PowerFX (Швеция). 2 музыкальных CD альбома изданных в Канаде, запись в Нью-Йорке музыки к индийскому фильму 'Miss California'. Участник музыкальных и научных выставок и конференций в США, Германии, Южной Корее.

* Более подробную информацию о его деятельности смотрите в специальном разделе


Перейти к списку статей >>

Возможно, вы хотели бы заняться импровизацией серьезно и получить максимум материалов (видео-уроки, фонограммы, ноты и пр.). Ознакомьтесь с видео-курсом «Импровизировать может каждый!». Судя по всему, этот продукт – лучшее пособие на русском языке для желающих овладеть искусством джазовой импровизации.

Видео курс по джазовой импровизации

Отзывы и комментарии:

Иконка комментария (муж.) 2011-01-12 KeyboardFun:
О, спасибо! Прекрасно! Будем прорабатывать материал.

Иконка комментария (муж.) 2011-05-27 Максим:
За уроки спасибо, но хотелось бы узнать по подробней о вот этом моменте "КОРРЕКТИРУЯ его так, чтобы не нарушать лад".

Иконка комментария (жен.) 2011-11-13 Ольга:
спасибо за эти уроки, буду учиться и учить

Иконка комментария (муж.) 2012-09-03 Олег:
Замечательные уроки! Лучше материала по импровизации мне еще не встречалось. Большое Вам спасибо за бесценный труд!

Иконка комментария (муж.) 2012-10-06 Ruslan:
Приятно читать статьи умных людей. Молодцы!



feed_back


Как развить чувство ритма? – смотрите тексты и видео в Архиве рассылки!

Как развить чувство ритма?

Подробнее "


Хочешь стать музыкантом? Используй комплект "Музыкальные Аркады"!

Комплект Музыкальные Аркады
  • Выучить ноты, читать партитуры
  • Развить слух, чувство ритма, память
  • 7 навыков / 9 уровней
  • Пошаговое руководство
  • Бонусы!

Подробнее "


Игры нашего музыкального колледжа на для PC !


7 обновленных игр, отобранных нашими посетителями + Метроном

Профессор Музыки 1

Подробнее »


Вы знаете самый быстрый способ освоить программу и начать делат свою музыку? Это – ВИДЕОКУРСЫ!


Ознакомьтесь, вряд ли вы найдете что-нибудь более эффективное!

Видеокурсы по освоению программ для создания своей музыки - FL Studio, Cubase, BIAB


Ищите материалы, чтобы осваивать искусство импровизации?


Похоже, лучшее, что есть на русском – это:

Видео курс по джазовой импровизации


Нужен метроном? Постучать? Порепетировать? Потанцевать? Узнать темп композиции?


У нас есть для вас online метроном !

Новый онлайн метроном

Подробнее »


Очень просто: твори и сохраняй свои идеи!


Синтезатор AZEMUS FS 1.2 – чтобы "пианино" было всегда под рукой!

Синтезатор AZEMUS FS 1.2
  • играть на клавиатуре компьютера, как на синтезаторе
  • записывать свои песни в MIDI, чтобы играть любым плеером
  • создавать свои ринг-тоны
  • делать свою электронную музыку с арпеджиаторами
  • раскрашивать Azemus FS под себя

Подробнее »




Музыкальные способности есть у ВСЕХ! Проверь себя с играми нашего "Музыкального колледжа" – всего 20 минут и навык реально улучшится!


Онлайн игры нашего Музыкального колледжа


Хотите разобраться с теорией музыки, физикой звука, психологией восприятия?


О секретах музыки "на пальцах"! Аудио-лекции Алексея Устинова.

Подробнее »


| Главная | Предложения | Колледж | Статьи | Карта сайта | Архив рассылки | Аудио-лекции | Видео | Магазин | Студия | Фоновая музыка | О компании |
© Вирартек, 2009-2017