Часть 2. Как я научился импровизировать?

Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2

Часть 5. Учимся импровизировать! Упражнения 3-7

Часть 6. Учимся импровизировать! Разбор ошибок :-(

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.1)

Что такое импровизация?

О том, что такое музыкальная импровизация, в чем ее секреты и как овладеть этим искусством, написано достаточно много работ. Стоит ли вновь обращаться к данной теме? Стоит! В музыке немало «загадочных вещей», которые, как кажется, делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация – один из самых таинственных музыкальных процессов, может поэтому далеко не всякий музыкант, владеющий инструментом, с легкостью импровизирует. Полагаю, что опыт каждого музыканта уникален. Я импровизирую много лет и, поэтому, я надеюсь, мой путь разгадывания секретов импровизации, приемы для развития этого навыка, окажутся полезными как для опытных музыкантов, так и для любителей и даже для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Так вот...

Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Вечеринка. Человек, закончивший ДМШ, колледж или даже консерваторию по классу фортепиано, часто не может сыграть «сходу» аккомпанемент для простой и популярной песни, которую компания решила спеть? У друзей, не имеющих музыкального образования, этот факт постоянно вызывает удивление. Причем, своего товарища-музыканта они будут просить и в следующий раз, и в следующий... по простой причине: «Они не понимают, как можно не подыграть простую песенку, исполняя виртуозно, по их мнению, Ф.Шопена?!». И, правда, как? ... А дипломированный пианист постарается скрыть свои навыки в новой компании или для подобных ситуаций обзавестись нотными сборниками.

Но, если вы попросите на подобной же вечеринке подыграть выпускника хорового, народного, духового, вокального отделения, и даже барабанщика, то они в большинстве случаев значительно лучше справятся с заданием. Почему?

Потому, что у всех у них обычно больше практики играть без нот, подбирать на ходу, ориентироваться в гармонии, мыслить вне партитуры, т.е. ТВОРИТЬ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ.

К сожалению традиционная, современная система музыкального образования не ставит перед педагогами задачи обучения импровизации. Да и сами педагоги – продукт этой системы и искусством импровизации в большинстве своем не владеют. И это закономерно, потому что традиционная система готовит исполнителей. Поэтому, далеко не все музыканты умеют импровизировать.

Конечно, определение «играть без нот» может сгодиться для обозначения этого загадочного действия. Но его явно недостаточно, если мы хотим хоть немного разобраться в сути явления импровизации. Я пробую отметить основные закономерности на примере импровизации в танце. Почему?

Во-первых, эти закономерности ОБЩИЕ,

Во-вторых, танец, несомненно, следующая после музыки область, где импровизация достаточно распространенное явление.

Причем, обычному человеку кажется, что научиться импровизации в танце явно проще, чем в музыке. Так что танец – хороший пример. И так, что такое, на мой взгляд, импровизация в танце?

Это какие-то не прописанные заранее в схеме танца движения, которые:

1. Вписываются в ритм;
2. Соответствуют стилю
танца;
3. Украшают танец;
4. Разнообразят танец;
5. Соответствуют форме (т.е. ходу – начало, развитие, кульминация ... вход-выход и пр. )
6. Повышают выразительность танца (и тем самым усиливают эмоциональное впечатление).

А чего же не хватает до магического числа 7 ? Догадались? Это

7. Выучены и отработаны заранее.

Да именно так! Мало того, что в хорошей импровизации надо учесть все указанные моменты (1-7). Все эти движения, фигуры должны быть выучены и отработаны. И все это в полной мере относится и к музыкальной импровизации.

Импровизация, таким образом, оказывается во много раз более сложным процессом, чем исполнение по нотам. Фактически, музыкант-импровизатор это не просто исполнитель, он в этом процессе композитор, аранжировщик, дирижер и все это в одном лице! Иными словами:

Развиваем:
  • музыкальный слух,
  • чувство ритма,
  • музыкальную память,
  • чувство фразировки и формы,
  • чувство ансамбля
= Учимся
импровизировать

И наоборот:

Учимся
импровизировать
= Развиваем:
  • музыкальный слух,
  • чувство ритма,
  • музыкальную память,
  • чувство фразировки и формы,
  • чувство ансамбля

Если вам нужно более детальное определение, то обратите внимание на комментарии:

  • Импровизация строится из заготовленных фрагментов, музыкальных фраз, приемов, клише, характерных для данного стиля (т.е. одни и те же приемы (фактически ноты), используют множество музыкантов!);
  • Импровизация накладывается на ритмическую, гармоническую основу композиции (То есть часть инструментов ансамбля исполняет вполне строгие партии. А если исполнитель один, например, пианист или гитарист, то в басовом регистре – аккомпанемент, а в среднем и верхнем – соло-импровизация);
  • Фразы, приемы могут применяться как отдельно «вкраплениями», так и «цепочками»;
  • Импровизация часто контрастирует с основной мелодией или с аккомпанементом (например, в импровизацию включаются ритмические акценты, которые отсутствовали в основной теме и в аккомпанементе, обыгрываются ступени лада, которые меняют характер, настроение и т.п.);
  • Импровизация это часто значительно больше игра, баловство, выплеск эмоций, чем все остальное в музыкальном произведении;
  • Импровизация убедительна и эффектна, когда импровизатор следует общей форме произведения, использует «благоприятные моменты», которые создает ему аккомпанемент, когда импровизация усиливает выразительность всего произведения, когда импровизация и аккомпанемент взаимно дополняют друг друга.

Примеры, где проявляются общие закономерности импровизации.

Алексей Устинов, 25 ноября 2009 г.

Часть 2. Как я научился импровизировать?

Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2

Часть 5. Учимся импровизировать! Упражнения 3-7

Часть 6. Учимся импровизировать! Разбор ошибок :-(