Часть 1. Что такое импровизация?

Часть 2. Как я научился импровизировать?

Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2

Часть 6. Учимся импровизировать! Разбор ошибок :-(

Как научиться импровизировать? Легко! (Ч.5)

Учимся импровизировать!

В первых 4-х частях статьи я еще не касался мелодии. И теперь хочу показать несколько упражнений "вариационного" характера. Вариации – это изменение исходной темы. Может быть, это и не импровизация в чистом виде, но подобные приемы используются достаточно часто. Нередко они очень эффективны, потому что слушателю воспринимать их легче: вы не заставляете его анализировать НОВЫЙ материал, а проходитесь по уже знакомому. В смысле понимания, "думания" эти приемы ПРОЩЕ и ошибиться в них почти невозможно, хотя технически они могут быть достаточно сложными. Начнем!

Упражнение 3. Проведение темы в октаву

Кто-то скажет – скучно. Может быть. Но, всему свое место! Вот вы, например, в своем куске импровизации наиграли уже много всего, и нужно сделать кульминацию, да и напомнить всем "о чем речь" – и вы берете и "победно" проводите тему в октаву!

На клавишных этот прием исполняется легко, можно даже двумя руками – тогда получится более широкий диапазон. Гитаристу проще исполнить в 2 октавы, щипая 1-ю и 6-ю струны. Саксофонисту? Тоже можно, но тогда ноты нужно "разнести по времени". Впрочем, и на клавишных такой способ тоже даст интересный результат.

Конечно, таким приемом легче исполнять мелодии не очень "плотные", т.е. те, что прописаны крупными длительностями. Ну, и понятно, что в некоторых случаях мы будем сталкиваться просто с недостаточным широким высотным диапазоном инструмента.

Я буду использовать для всех примеров одну и ту же тему, чтобы сами приемы были более очевидны. Это хорошо известная песня "Подмосковные вечера" В.Соловьева-Седого и М.Матусовского. Вы, естественно, можете использовать любую другую мелодию, как и вашу собственную. Тональность у меня во всех примерах – Ля-минор. Все примеры – "компьютерные", не претендующие на какой-либо художественный уровень и служат лишь для иллюстрации.

Упражнение 4. Проведение темы с тремоло

Еще один вариант – использовать тремоло. Для пианиста технически играть тремоло в октаву не очень сложно, хотя определенный навык нужен, а вот гитаристу проще сыграть на одной ноте:


Пример 1. Октавы и тремоло на одной ноте / в одной октаве

Но оба они, как, впрочем, и исполнители на духовых, могут применить тремоло с "соседними" нотами, т.е. в малую секунду. Правда, в этом случае нужно быть более внимательным:

ПРАВИЛО: вы гарантированно избежите ошибок, если будет использовать ноты текущего лада / шкалы, причем, ниже по высоте, чем исходная нота мелодии. А вот полутоновое понижение может (если это не ступень текущего лада), привести к заметным диссонансам. В любом случае, какие бы ступени вы не использовали, желательно следовать правилу: Громкостные акценты, должны быть на исходной ноте мелодии. И, естественно, заменяя одну исходную ноту на серию мелких длительностей, следует начинать с исходной, т.е. "оставить" ее на "родном" месте.


Пример 2. Тремоло с соседними нотами

Упражнение 5. Обыгрывание с корневой нотой аккорда и доминантой

Большинство современников хорошо знают подобный пример благодаря Янгу Ангусу – гитаристу легендарной группы AC/DC, использовавший его в песне "Thunderstruck". Хотя очевидно, что задолго до него этот прием вдоль и поперек применяли классики XVI-XVII веков, особенно в музыке для струнных инструментов. А вообще мне кажется, что корни этого способа лежат в решении такой задачи, как "передача" сразу и мелодии, и гармонии на инструменте, который одновременно может воспроизвести только одну ноту, как например, флейта.


Пример 3. Thunderstruck – AC/DC

Пробуем! Надо знать гармонию и выбрать мелкую длительность – обычно это 1/16 или 1/32. Далее все просто – каждая исходная нота теперь будет представлена группой из ее самой и корневой ноты текущего аккорда. Вот смотрите, что получается:


Пример 4. С корневой нотой текущего аккорда

ПРАВИЛО: Исходную ноту все-таки лучше оставлять "на акценте", т.е. начинать также с нее, тогда мелодия будет более ярко выражена, а басовые ноты выполнят роль "отбивки" слабых долей и будут как бы "подгонять" ритмический рисунок, "подтягивать темп".

Этот прием очень легко исполнять на гитаре и других струнных, когда корневая нота текущего аккорда совпадает с открытой струной. Тогда можно даже не менять струну! (У гитаристов эту ноту часто называют "педальной", т.е. создающий постоянный фон – педаль). Но ведь не так много открытых струн, да и тональность может оказаться не очень удачной для такого приема. В нашем случае, да и почти в любом другом примере, если мы выбираем удобную тональность, есть одна фишка: используйте в качестве педальной ноты ДОМИНАНТУ! 5-я ступень вовсе не зря так называется – она действительно может доминировать – полностью заменить гармоническую "подложку", хотя остановиться, завершить тему все-таки правильнее на ТОНИКЕ. Поскольку мой пример в Ля-миноре, то открытое Ми первой струны идеально подходит для исполнения мелодии данным приемом.


Пример 5. Обыгрывание с доминантой

Упражнение 6. Обыгрывание мелодии с нотами текущего аккорда

Вы, наверное, сами уже догадались, какой вариант может быть следующим? Конечно! – обыграть мелодию нотами текущего аккорда! Получится что-то вроде арпеджио. Да, и не стоит забывать про акценты – они должны быть на исходной ноте мелодии. Кстати, этот прием хорошо работает с триолями. (Смотрите Пример 6.)

Упражнение 7. Проведение темы с аккордами (блок-аккорды)

Это очень эффективный и распространенный прием, хотя в "чистом виде" применим только для полифонических инструментов (позволяющих извлечь одновременно несколько звуков). Клавишнику несколько легче обыграть мелодию таким способом, а вот гитаристу нужно будет немного "попотеть", подбирая наиболее удобные позиции.


Пример 6. С нотами текущего аккорда и с блок-аккордами

Фактически вы должны сыграть аккорды, к которым "вверху присоеденены" ноты мелодии. Ритмический рисунок этих новых аккордов будет полностью повторять рисунок мелодии. Причем, поскольку обычно какой-то еще инструмент играет партию баса (а у клавишника это левая рука), нет особой необходимости играть аккорды полностью. Вы можете выбрать удобное обращение для каждого аккорда и даже исполнять не все ступени.

Да.... Получился вцелом технический набор упражнений, но я полагаю эти приемы очень полезны, а на реальном материале они могут принести вам кроме мороки и большое удовольствие. В любом случае – очередной шаг сделан! Успехов вам!

Алексей Устинов, Вирартек, 26 октября 2010 г.

Часть 1. Что такое импровизация?

Часть 2. Как я научился импровизировать?

Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1

Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2

Часть 6. Учимся импровизировать! Разбор ошибок :-(