Ниже приведены изображения ФИШЕК, используемых в игре, звуковые примеры, спектрограммы и краткие комментарии.
Спектры показаны реальные и, поскольку сигналы в математическом смысле не идеальные, то и спектры отличаются от идеальных
(например, для прямоугольного колебания со скважностью =2, четные гармоники хоть и ослаблены, но заметны.
Или: у синусоидального видны гармоники, выше 1-й).
Однако, характерные признаки и в нашем случае достаточно очевидны.
1]. Белый шум. Сложное колебание, в котором присутствуют СРАЗУ ВСЕ составляющие. В это трудно поверить, но в таком сигнале есть ВСЕ ЧАСТОТЫ, причем мощность их ОДИНАКОВА, поэтому спектральная огибающая горизонтальная. Действительно белый шум в природе найти, наверное, сложно.
В спектре ВСЕ частоты.
2]. Синусоидальное колебание. Простое, «естественное», мягкое на слух. В чистом виде в природе встречается не часто. Наиболее близкие звуки: гласная "У", звук флейты, свист, когда эти звуки издаются на средней громкости, без надрыва, т.е. с минимальным содержанием высоких составляющих.
В спектре одна гармоника / частотная составляющая.
3]. Прямоугольное (меандр) , скважность =2*. Сложное колебание, в котором ОТСУТСТВУЮТ все четные гармоники. Из музыкальных инструментов ближе всего к подобной форме звук кларнета, с такой характерной "трубностью", "пустотой".
В спектре гармоники 1,3,5,7,9, … и т.д.
*Скважность это отношение периода следования импульсов (T) к длительности импульса (t). В англоязычной литературе по электронике чаще используется термин коэффициент заполнения (D=t/T), обратно-пропорциональный скважности.
4]. Пилообразное колебание. Сложное колебание, в котором присутствуют ВСЕ ГАРМОНИКИ. Из музыкальных инструментов ближе всего к подобной форме звук у струнных смычковых при извлечении смычком. Также похожую форму вырабатывают голосовые связки человека.
В спектре гармоники 1,2,3,4,5,6,7,8,9 … и т.д.
5]. Треугольное колебание. Сложное колебание, в котором ОТСУТСТВУЮТ все четные гармоники, но в отличие от меандра, амплитуды гармоник быстрее убывают с увеличением номера. Из музыкальных инструментов ближе всего к подобной форме звук ОДНОЙ трубы органа. На слух немного резче синусоидального.
В спектре гармоники 1,3,5,7,9, … и т.д.
6]. Розовый шум. Все также как и с белым шумом, отличие лишь в том, что амплитуды частотных составляющий равномерно убывают с увеличением частоты. Поэтому и огибающая спектра – прямая наклонная линия, а на слух этот шум мягче (низких больше, а высоких меньше), чем белый.
В спектре ВСЕ частоты.
7]. Прямоугольное, скважность =4.
Сложное колебание, в котором ОТСУТСТВУЮТ все гармоники,
кратные 4-м.
В спектре все гармоники, кроме 4,8,12,16 … и т.д.
8]. ДВА синусоидальных колебания.
Сложное, включающее 1-ю и 2-ю гармоники. Мягкое на слух с явно
различимым октавным призвуком (2-я гармоника).
В спектре 2 гармоники – 1-я и 2-я.
9]. ДВА синусоидальных колебания. Сложное, включающее 1-ю и 3-ю гармоники. Мягкое на слух с явно различимым квинтовым призвуком. 3-я гармоника - это чистая квинта через октаву.
В спектре 2 гармоники – 1-я и 3-я.
10]. ДВА синусоидальных колебания. Сложное, включающее 1-ю и 5-ю гармоники. Мягкое на слух с явно различимым призвуком большой терции и некоторой мажорной окраской. 5-я гармоника близка к большой терции через 2 октавы.
В спектре 2 гармоники – 1-я и 5-я.
11]. ДВА синусоидальных колебания. Сложное, включающее 1-ю и 7-ю гармоники. Мягкое на слух с явно различимым призвуком септимы - 7-я гармоника близка к септиме через 2 октавы.
В спектре 2 гармоники – 1-я и 7-я.
12]. Прямоугольное, скважность =32. Сложное колебание, в котором ОТСУТСТВУЮТ все гармоники, кратные 32-м.
В спектре все гармоники, кроме 32,64,96,128 … и т.д.
13-18. Прямоугольное, скважность =32 + Фильтр. Отфильтрованное с помощью полосового фильтра с высокой добротностью. Частоты с октавным шагом: 250Hz, 500Hz, 1kHz, 2kHz, 4kHz, 8kHz.
В спектре все гармоники, кроме 32,64,96,128 … и т.д.
19-24. Белый шум. + Фильтр. Отфильтрованное с помощью полосового фильтра с высокой добротностью. Частоты с октавным шагом: 250Hz, 500Hz, 1kHz, 2kHz, 4kHz, 8kHz.
В спектре ВСЕ частоты.