Часть 2. Как я научился импровизировать?
Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1
Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2
Часть 5. Учимся импровизировать! Упражнения 3-7
Часть 6. Учимся импровизировать! Разбор ошибок :-(
В 2018-20 гг., я использовал правила импровизации в разработке алгоритмов для генерации музыки. Оцените гитарное соло "робота" :-)
О том, что такое музыкальная импровизация, в чем ее секреты и как овладеть этим искусством, написано достаточно много работ. Стоит ли вновь обращаться к данной теме? Стоит! В музыке немало «загадочных вещей», которые, как кажется, делаются почти всеми музыкантами, но редко ими поясняются, особенно «на пальцах». Импровизация – один из самых таинственных музыкальных процессов, может поэтому далеко не всякий музыкант, владеющий инструментом, с легкостью импровизирует. Полагаю, что опыт каждого музыканта уникален. Я импровизирую много лет и, поэтому, я надеюсь, мой путь разгадывания секретов импровизации, приемы для развития этого навыка, окажутся полезными как для опытных музыкантов, так и для любителей и даже для тех, кто вообще не знает нотной грамоты. Так вот...
Сталкивались ли вы с такой ситуацией? Вечеринка. Человек, закончивший ДМШ, колледж или даже консерваторию по классу фортепиано, часто не может сыграть «сходу» аккомпанемент для простой и популярной песни, которую компания решила спеть? У друзей, не имеющих музыкального образования, этот факт постоянно вызывает удивление. Причем, своего товарища-музыканта они будут просить и в следующий раз, и в следующий... по простой причине: «Они не понимают, как можно не подыграть простую песенку, исполняя виртуозно, по их мнению, Ф.Шопена?!». И, правда, как? ... А дипломированный пианист постарается скрыть свои навыки в новой компании или для подобных ситуаций обзавестись нотными сборниками.
Но, если вы попросите на подобной же вечеринке подыграть выпускника хорового, народного, духового, вокального отделения, и даже барабанщика, то они в большинстве случаев значительно лучше справятся с заданием. Почему?
Потому, что у всех у них обычно больше практики играть без нот, подбирать на ходу, ориентироваться в гармонии, мыслить вне партитуры, т.е. ТВОРИТЬ, ИМПРОВИЗИРОВАТЬ.
К сожалению традиционная, современная система музыкального образования не ставит перед педагогами задачи обучения импровизации. Да и сами педагоги – продукт этой системы и искусством импровизации в большинстве своем не владеют. И это закономерно, потому что традиционная система готовит исполнителей. Поэтому, далеко не все музыканты умеют импровизировать.
Конечно, определение «играть без нот» может сгодиться для обозначения этого загадочного действия. Но его явно недостаточно, если мы хотим хоть немного разобраться в сути явления импровизации. Я пробую отметить основные закономерности на примере импровизации в танце. Почему?
Во-первых, эти закономерности ОБЩИЕ,
Во-вторых, танец, несомненно, следующая после музыки область, где импровизация достаточно распространенное явление.
Причем, обычному человеку кажется, что научиться импровизации в танце явно проще, чем в музыке. Так что танец – хороший пример. И так, что такое, на мой взгляд, импровизация в танце?
Это какие-то не прописанные заранее в схеме танца движения, которые:
1. Вписываются в ритм;
2. Соответствуют стилю танца;
3. Украшают танец;
4. Разнообразят танец;
5. Соответствуют форме (т.е. ходу – начало, развитие, кульминация ... вход-выход и пр. )
6. Повышают выразительность танца (и тем самым усиливают эмоциональное впечатление).
А чего же не хватает до магического числа 7 ? Догадались? Это
7. Выучены и отработаны заранее.
Да именно так! Мало того, что в хорошей импровизации надо учесть все указанные моменты (1-7). Все эти движения, фигуры должны быть выучены и отработаны. И все это в полной мере относится и к музыкальной импровизации.
Импровизация, таким образом, оказывается во много раз более сложным процессом, чем исполнение по нотам. Фактически, музыкант-импровизатор это не просто исполнитель, он в этом процессе композитор, аранжировщик, дирижер и все это в одном лице! Иными словами:
Если вам нужно более детальное определение, то обратите внимание на комментарии:
© 2009-2024 Alexey Ustinov