Часть 1. Что такое импровизация?
Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1
Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2
Часть 5. Учимся импровизировать! Упражнения 3-7
Часть 6. Учимся импровизировать! Разбор ошибок :-(
В 2018-20 гг., я использовал правила импровизации в разработке алгоритмов для генерации музыки. Оцените гитарное соло "робота" :-)
Феномен импровизации я начал исследовать (конечно, вспоминаю об этом сейчас с улыбкой),
когда мне было лет 13. Началось все с некоторых обстоятельств.
Первое. Я не очень то любил уроки в музыкальной школе, в первую очередь сольфеджио,
которые вел директор. Зато я любил хоровое пение и особенно те дни,
когда штатного аккомпаниатора заменял Виктор Иннокентьевич, мой учитель по классу
фортепиано. Он редко играл по нотам, обычно он импровизировал!
(Правда, тогда я еще не знал этого слова). Придя в хоровой класс, Виктор Иннокентьевич
у кого-то спрашивал, что за песню мы разучиваем, в какой тональности,
затем начинал играть, и ... это было волшебство!
Мы никогда не знали, как сегодня начнется
та или иная песня, какой будет аккомпанемент, инструментальный проигрыш, какие «фишечки»
он сегодня применит...
Второе. В 7-м классе я смастерил свою первую электрогитару и
пробовал научиться играть на ней. В 8-м классе мы с друзьями собрали свою первую группу.
Все это, на фоне моего слабого желания учиться в ДМШ, не очень нравилось моей маме.
Правда, через год она привезла мне из Чехословакии (в 1973 году еще была такая страна)
«фирменную» электрогитару Star 5, (тогда этот инструмент был, пожалуй, первым настоящим
в нашем небольшом городке... И для школьника это было очень престижно!).
Поскольку ГИТАРА, АНСАМБЛЬ, я решил, что надо как-то понять:
Цель поставлена! И теперь за пианино я уже не ощущал себя наказанным учеником, я чувствовал себя исследователем, занятым разгадываем секрета! Сейчас я понимаю, что тогда я применил то, что можно было бы назвать «системным подходом»... Так вот, в итоге я прошел несколько шагов:
Как-то бренча на пианино, я сам обнаружил ПЕНТАТОНИКУ!
Для Ля-минора это были ноты: Ля, До, Ре, Ми, Соль. (Естественно, я, как и многие, больше любил белые клавиши). Название этого лада я узнал намного позже. А тогда для меня пентатоника стала волшебным набором нот. В песне в Ля-миноре* их можно играть в любом порядке, в любом месте и все будет звучать правильно! Ну и понятно, что, зная этот набор для одной тональности, его можно обнаружить (построить) и для другой.
Конечно, 5 нот из 12 – достаточно скромный выбор и мне захотелось
как-то пентатонику, волшебный набор, расширить. Так в результате экспериментов
я нашел еще две ноты, которые не только не «ломали» общую картину, но и придавали
звучанию явную «взрослость» и «фирменность». Эти ноты для Ля-минора
были Ре# и Соль#.
Значительно позже я узнал, что этот новый волшебный набор из 7-ми нот – БЛЮЗОВЫЙ лад!
Конечно, эти две новые ноты нужно было применять намного осторожнее.
И они значительно лучше подходили на роль «проходящих», например, в движение вверх
Ре, Ре#, Ми, Соль или в Соль, Соль#, Ля, До с акцентом на последнюю ноту, чем для нот,
которые попадают на сильную долю.
Но в гамме Ля-минор оставалось еще 2 «законные» ноты – Си и Фа. Они были не столь универсальны, как ступени пентатоники, и не столь радикальны, как «блюзовые». В общем, их можно было использовать достаточно часто, но, обращая чуть большее (чем требовала пентатоника) внимания на текущий аккорд. Таким образом, этот новый набор составлял уже 9 нот. Явный прогресс!
А в «запрещенных» оставались всего 3 ноты из 12 – Ля#, До# и Фа#.
Вот, обнаружив на пианино «правильные» ноты, я стал разбираться, где находятся эти же волшебные наборы на грифе гитары. Тут я сделал свое следующее открытие: в отличие от пианино, на гитаре один и тот же интервал, трезвучие или «музыкальный ход», фраза, могли быть сыграны одним и тем же приемом, поскольку нужные ноты всегда располагались одинаково на грифе. Для изменения тональности надо было лишь сместить позицию руки на грифе! Иными словами, на грифе гитары не было «черных клавиш»!** И это было так замечательно!
** по этой причине импровизация у гитаристов может почти не отличаться, будь она сыграна в До-миноре или в До#-миноре. Сейчас, когда акустические пианино на сцене используются крайне редко, клавишники, чтобы при смене тональности получить такое же удобство, какое имеют гитаристы, меняют строй синтезатора на каждую новую композицию, «продолжая играть» в своей любимой тональности, т е. по тем же клавишам. Конечно, представители, «старой школы», будь то «классики» или джазовые музыканты, рассматривают такой способ как свидетельство недостаточного профессионализма, но ... Я бы не разделил их категоричность – это просто жизнь!
В общем, еще не очень хорошо зная ноты на гитаре, и чтобы каждый раз не высчитывать, где какая, я сделал специальные карточки-таблички, расчертив их на клетки: шесть струн по горизонтали, 6 колонок по вертикали. (Как потом оказалось – правильно было бы называть их ТАБУЛАТУРЫ). Так вот, на «струнах» я нарисовал кружки разного цвета:
Понятно, на самом деле кружков получалось больше, чем 12, так как в
подобной табулатуре, охватывающей заметный фрагмент грифа, один и тот же
тон мог быть извлечен на разных струнах.
Сначала я свои табулатуры рисовал в простой тетрадке, а потом сделал их
на картонках, причем так, что размеры клеток примерно соответствовали
размерам ладов на гитарном грифе. Это позволяло носить картонки с собой в
кармане и, прикладывая пальцы на «струны», разучивать «ходы» даже на уроке в
обычной школе :-).
Я помещаю картинку с фрагментом грифа, чтобы показать, как я раскрашивал лады. «Запрещенные ноты» – те, что помечены красными кружками, можно, в принципе, и не отмечать. Для тренировки вполне достаточно остальных.
Как только я немного освоился с волшебными табулатурами, пальцы привыкли и
«запомнили» правильные и «неправильные» ноты (места на грифе), я смог ИГРАТЬ
СВОБОДНО, я начал импровизировать!
О, как это было здорово играть наобум и почти не ошибаться! В общем,
мой музыкальный уровень, как соло-гитариста в нашей школьной группе резко вырос.
И когда у нас появилась возможность использовать электро-орган, то меня мои друзья
уже от гитары не отпускали.
Но заключительный «прорыв» произошел после того, как мы с ребятами «сняли»
(то есть на слух подобрали ноты) и разучили пару фирменных композиций.
Первая – July Morning (Uriah Heep),
другая – Smoke On The Water (Deep Purple).
О, конечно, сейчас я без улыбки не могу представить, что же на самом деле мы могли
тогда играть, пытаясь копировать звезд! Вряд ли там даже 25% нот были правильными,
но! Главное вот в чем. Снимая реальные, «правильные» композиции:
ПЕРВОЕ – я увидел, что очень большая, непонятная
мне ранее часть музыки,
казавшаяся, особенной, специальной – на самом деле
это те же самые волшебные наборы,
которые я уже открыл для себя – пентатоника, блюзовый лад.
Этим небольшим количеством
нот, оказывается, играется море импровизаций и мелодий, причем и в
очень известной музыке!
ВТОРОЕ – я понял, что «фирменные» ходы прекрасно «ложатся» на мои табулатуры!
Оказалось, что благодаря проделанным исследованиям и тренировкам, мои пальцы уже
давно были на правильных местах, и дело теперь лишь в том, чтобы поучиться тому,
какие ноты и в какой последовательности играют известные гитаристы...
В общем, сделать тогда самостоятельно все эти открытия было очень
здорово и полезно! Вполне возможно, что именно эти ранние импровизации,
первые опыты музыкального самовыражения, позволили мне сохранить интерес
к музыке, развить свои музыкальные способности, выбрать в последующем своей
профессией разработку музыкального оборудования и программ, сделать сочинение,
аранжировку и исполнение музыки любимым увлечением.
Так что я верю, что импровизации может научиться «с нуля»
любой музыкант
и уже тем более тот, у кого за плечами музыкальное учебное заведение.
Я знаю, что вам нужны лишь 3 вещи:
Я искренне надеюсь, что мои советы и приемы позволят вам выявить у себя способность к импровизации, развить этот навык или заметно повысить ваш уровень в этом искусстве, если вы уже им владеете. Вы готовы? Вперед!
© 2009-2024 Alexey Ustinov