Часть 1. Что такое импровизация?
Часть 2. Как я научился импровизировать?
Часть 3. Учимся импровизировать! Упражнение 1
Часть 4. Учимся импровизировать! Упражнение 2
Часть 5. Учимся импровизировать! Упражнения 3-7
В 2018-20 гг., я использовал правила импровизации в разработке алгоритмов для генерации музыки. Оцените гитарное соло "робота" :-)
В моих планах стояла другая, на мой взгляд, самая "вкусная" тема – "опевания мелодии", в частности, в стиле Soul, как это становится модным даже у отечественных исполнителей… Но, жизнь, некоторые события, явно показали, что ошибки, которые музыканты делают с нарушением лада, очень типичны и откладывать на потом этот вопрос не стоит.
Конкретная причина – концерт группы знакомых музыкантов, на котором я недавно побывал. Группа у нас известная – свой стиль, не первый год играют, часть музыкантов показывают достаточно профессиональный уровень, но вот гитарист! Как ни соло, импровизация – так то там, то здесь что-то такое цеплял, что меня просто переворачивало… Наверное, что-то подобное чувствуют люди с абсолютным слухом, когда строй смещен на четверть тона (к счастью, слух у меня не абсолютный!) … Потом вспомнил еще один похожий случай … Причем, я не знаю ни одного примера у фирмачей (может невнимательно следил, а может не так много отслушал), когда лад явно нарушался в соло, в импровизации, по крайней мере в студийных записях.
Я думаю, что это такая музыкальная культура (строгое соблюдение лада), может быть никак и не связана с самим музыкальным образованием – это что-то такое, само по себе разумеющееся. Если вы спросите джазового музыканта, то лад для него будет чем-то вроде азбуки, и важными моментами он назовет – фразировку, тонкое чувство ритма, "драматургию", композицию, развитие в своем соло… А соблюдение лада – что-то естественное.
Это похоже на знание естественного языка – кто-то пишет без ошибок и без кандидатской по филологии, а кто-то
неграмотно и после ВУЗа. Причем, академическим музыкантам в этом смысле легче – они играют только то, что есть в
нотах – от них не требуется знание и "чувство лада".
Ладно, хотя эту тему не так просто объяснять, я попытаюсь выделить основные моменты – правила, а также отметить
основные ошибки.
Что такое лад? (англ. – Scale)
У нас есть полутоновая музыкальная шкала. В октаве – 12 полутонов. Часть нот в октаве "выбрали", отметили их
как "разрешенные" и назвали "ступенями лада". Обычно в ладу таких ступеней 7. Так, например, если взять на
пианино подряд 7 белых клавиш от ДО вверх, то это и будут 7 ступеней мажорного лада. Вы можете
заметить, что между некоторыми белыми клавишами "вклиниваются" черные и, таким образом, расстояние между
ступнями разное – где 1 полутон, где 2 (т.е. тон).
Таким образом, схема мажорного лада, выраженного через
расстояния между ступенями, будет такая: 2-2-1-2-2-2. Свойство, природа лада, не изменится, с какой бы ноты
мы его не строили – надо просто сохранять расстояние в полутонах между ступенями.
Что такое тональность? (англ. – Key)
Это какой тип лада и от какой ноты построен. В моем примере выше тональности ДО-мажор. Т.е. если говорят –
тональность РЕ-минор, то лад минорный, построенный от ноты РЕ и т.д.
По сути дела, можно взять ЛЮБОЮ схему полутонов (набор нот в октаве), даже самую дикую, назвать это ладом и ЭТО БУДЕТ РАБОТАТЬ! Давайте не будем далеко ходить – возьмите 7 нот: ДО, ДО#, РЕ, ФА, ФА#, СОЛЬ, СОЛЬ# и поиграйте ТОЛЬКО ЭТИ ноты минуту – другую. Вы услышите своеобразный характер этого дикого лада – впрочем, если поискать, то вполне может оказаться, что у него и название есть!
Да именно так! То есть, обычно в пределах достаточно долгого интервала времени лад в музыке не меняется. Это как правила игры – ну должно же хоть что-то быть постоянным? Меняются аккорды, ноты, ритмические фигуры, но все это "стоит на фундаменте" – ладе. Выражаясь образно, лад выполняет роль "координатной сетки", как меридианы и параллели на географической карте, чтобы не заблудиться.
Зачем это нужно? Ну а как же мы без опоры, привязки? Если в ритмической схеме мы стараемся "поймать" и
удерживать пульсацию (тоже сетка!) – сильные, слабые, нечетные, четные доли. То в "частотной сетке" – в высоте нот,
мозг тоже ищет основу:
где тоника – база, корневая нота или "Папа",
где доминанта – "Мама",
где субдоминанта – "Дитя", которое, при всей самостоятельности, "тянется" к "родителям",
где остальные "родственники",
а где "чужие".
Все возможные ноты для простоты (или для начала!) следует разделить на 3 группы (в первый частях статьи я уже касался этого вопроса):
1-я – ноты, являющиеся ступенями текущего аккорда. Так, например, если в данный момент аккорд ДО-мажор, то это ДО, МИ, СОЛЬ.
2-я – ноты, являющиеся ступенями текущей тональности. Так, например, если тональность ДО-мажор, то это ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ (первая группа входит во 2-ю!)
3-я – все остальные ноты. Опять же, если мы в тональности ДО-мажор, то "вычитая" из хроматической гаммы (всех 12 полутонов) ноты 1-й и 2-й группы у нас останется: ДО#, РЕ#, ФА#, СОЛЬ# и ЛЯ# – именно с нотами 3-й группы чаще всего и связаны ошибки в ладу.
– ошибки никогда не будет! Неважно, на сильную, на слабую долю сыграна такая нота – все будет звучать.
Небольшое замечание: если аккорд сложный, например, C9 (нон-аккорд). В джазе это обозначение будет соответствовать такому набору: ДО-МИ-СОЛЬ-СИ-РЕ (т.е. мажорное трезвучие с повышенной седьмой (СИ) и девятой ступенью (РЕ через октаву).
Заметьте, какой "богатый" аккорд – в нем 5 из 7 ступеней мажорного лада! Так вот, если вы играете одну из высоких ступеней, 7-ю или 9-ю в низком регистре, то вы можете создать конфликт с корневой нотой, тоникой, которую в данный момент может исполнять бас и, таким образом, "поколебать" основу. А вот сделать акцент, задержаться на этих ступенях, в верхнем или среднем регистре – значит просто добавить звучанию "аромата", "изыска" … В джазе подобное – норма!
– ошибки никогда не будет, вы же не нарушаете лад! Т.е. эти ноты не могут нарушить звучания, сломать общую картину, особенно, если на них не делается акцент.
Они не относятся к ладу и сломают вам всю картину. Единственное, на что они годятся, так это для мелких украшений – форшлагов и пр.
А что делать, если нет текущего аккорда и нет текущей тональности?
ТАКОГО НЕ БЫВАЕТ! Нет, конечно, если наиграть кучу абсолютно случайных нот, то такая ситуация
может возникнуть, но и она крайне мало вероятна по двум причинам:
А. Человек почти не в состоянии играть случайно – лучше использовать генератор случайных чисел
(алгоритм), игральные кубики и т.п.
Б. Даже в абсолютно случайном наборе нот мозг человека усиленно пытается найти логику, т.е. в нашем
случае ЛАД и обычно ему, мозгу, это удается :-)
Ну а если говорить о реальной ситуации, то возможно, например, такое.
Допустим, в 1-м такте
тональность ЛЯ-минор, все играют аккорд Am (ЛЯ минор), во 2-м такте только бас играет ноту СОЛЬ,
а в 3-м – все вместе играют аккорд F (ФА мажор). Вопрос – какой текущий аккорд был во 2-м такте?
Ответ: считайте, что G (СОЛЬ мажор)! Но его же там не было в полном виде? Да, правда, у слушателей
есть еще и музыкальная память, предвидение – последовательность Am – G – F настолько избита, что
мозг не сомневается, что во 2-м такте должен был быть G. Да, и разве ноты в басу, уже известной
тональности и предыдущего аккорда вам недостаточно?
А если бы во 2-м такте и бас ничего не играл? Ну, почти тоже самое – опять же из-за памяти и
ожидания. Можете смело считать, что в паузе аккорд G. Правда, в этом случае у вас свободы больше –
оставайтесь в ладу, играйте что хотите – конфликтовать то не с кем!
И действительно, если вы знаете, какой в данный момент лад, то ошибиться, нарушить лад сложно. Отсюда вывод – все ошибки возникают потому, что музыкант не всегда знает, какой в данный момент лад.
Для того, чтобы "набить руку" а распознавании лада, нам на первых порах вполне хватит 4-х типов:
Для простоты я использую лады от ноты ДО для мажора и ноты ЛЯ для минора.
Для простоты я использую лады от ноты ДО для мажора и ноты ЛЯ для минора.
Как вы видите, во всех ладах по 7 ступеней и отличаются они "схемой" – интервалами между ступенями.
Причем, натуральный мажор и натуральный минор в нашем случае являются еще и "параллельными"
тональностями – наборы ноты в них одинаковые. По сути дела, это одна и та же схема, просто "сдвинутая"
на малую терцию.
По этой причине, нередко определение тональности для некоторых композиций или фрагментов
затруднено – с равной вероятностью может быть одна из параллельных тональностей, например, как C, так и Amin.
Часто используемых миноров, как вы можете заметить – больше. И в песнях вы не найдете указания
на смену одного минора на другой, т.е. смену лада. Реально на практике в начале партитуры может быть
указано Amin или C, а по ходу, в самой песне, могут встретиться ВСЕ 4 лада.
По аккордам! Есть тональность, лад, есть гармоническая последовательность. Или есть гармоническая последовательность, без указания тональности и лада. Например, такая:
Ну, посмотрели на эти аккорды, на то, какие в них ноты, и увидели, что ЭТО ВСЕ натуральный ДО-мажор. Или такая:
Так вот, подобные простые и всем известные последовательности – основа громадного количества песен (естественно, что тональности могут быть другими!). И если вы обнаружили такой "кусок" – вы уже хорошо знаете, где здесь ноты 1-й, 2-й и 3-й групп, т.е. ошибаться вы не должны.
Но, если какой-то аккорд "ломает" лад, картину, которая сложилась до его появления, то вам надо обратить внимание: скорее всего именно здесь и меняется лад! Вот, например:
Вроде ничего особенного, но: здесь появилась нота G# в аккорде E, а ведь такой ноты НЕТ в натуральном ДО-мажоре! Это тоже очень типичная гармоническая последовательность.
В моем примере – переход из мажорной (C) в параллельную в минорную тональность (Amin), выполненный с применением мажорного аккорда, построенного от доминанты новой тональности. Так ведь в этом месте лад то изменился! Какой он теперь? А посмотрите на схемы наших 4-х типов – это или мелодический или гармонический минор. В любом случае, ноту G во время звучания аккорда E использовать на сильной доле нежелательно!
Можно! Да, на практике, так вот копаться в теории – не совсем приятное дело. Да и аккордовые последовательности даже в популярных песнях бывают достаточно сложными. Дело не в том, что там простые аккорды или нет, много их или нет, а том КАКИЕ это аккорды – меняют они лад или нет? (Правильнее, конечно, говорить – меняется ли лад в этом месте, т.к. аккорды лишь отражают эту смену). На практике могут встретиться такие случаи, в которых и профессионалы, теоретики к единому мнению не придут! А хочется ведь просто играть, и чтобы все звучало. Правильно? Я сам именно так и делаю, т.е. не разбираюсь с ладом. И подход здесь такой:
Берете сетку аккордов вашей композиции и НА КАЖДОМ АККОРДЕ играете
гамму – определяете лад не в смысле его названия, а в том, что проверяете, КАКИЕ НОТЫ относятся к ладу В ЭТОМ МЕСТЕ.
Поиграли, повыбирали варианты, прислушались – вот вам и ноты 2-й группы. Только не забывайте и
по "сторонам смотреть" – т.е. какие аккорды окружают тот, который вы обыгрываете.
Ведь лад не может быть полностью задан одним аккордом.
Какая бы сложная ни была гармония, чтобы там не менялось, всегда можно найти ноты 2-й группы!
Конечно, тут основной упор на то, как вы слышите, какой у вас музыкальный опыт, но это все развиваемо!
Я приведу вам два примера джазового характера средней сложности, чтобы вы могли поискать схемы на практике – т.е. определить в них на каждом аккорде ноты 2-й группы. Хотя вы, несомненно, можете подобные задачи порешать и на своих собственных или любых других композициях – главное, чтобы там были изменения лада.
| C+7 | C#dim | Dm7 | G+5 | и | Ab+7 | G7 | Em7 | Db+7 |
(если вы не очень хорошо знакомы с такими обозначениями, то можете посмотреть их в онлайн игре "Популярные аккорды" в разделе "Колледж". А заодно и потренировать свой слух.)
Надо найти тонику! Как только вы знаете, где тоника – первая ступень в схеме лада, то отыскать, "услышать" другие ступени намного легче:
Вообще то очень большое число композиций начинается и, особенно часто, заканчивается "главным" аккордом, построенным от тоники. Для ДО-мажор это C, для ЛЯ-минора – Am... Но все-таки не всегда, поэтому проверить, какая там тональность, часто необходимо.
Вот, например, два аккорда: | G | F | или | Em7 | F+7 | – поиграйте, сначала первую пару и отыщите тонику, потом вторую и снова определите тонику.
Попробовали, что вы обнаружили? В обоих случаях это или ДО или ЛЯ! Да? Т.е. всего 2 аккорда могут "задать" вам лад, "координаты", в которых помещаются фразы, мелодии и пр. Причем, среди этих аккордов вовсе и необязательно должен присутствовать аккорд от тоники (первой ступени) – так что можно создать композицию в которой НИ РАЗУ аккорд от тоники не присутствовал. Ну, например, импровизировать 5 минут на | Em7 | F+7 | !
Вот вроде ничего и не осталось для ошибок, т.к. почти все моменты были отмечены выше. И все-таки, из-за чего чаще всего они возникают? На мой взгляд, причина здесь в следующем:
Импровизация строится из заранее выученных ходов, которые очень часто "привязаны" к аккордам. Ну, скажем, выучили вы 10 песен и все в тональности Amin. У вас уже есть свой набор приемчиков, ходов, допустим, на аккорде G. И они так классно во всех этих песнях подходили!
А вот взялись вы разучивать новую песню в тональности Cmin, где вам попался аккорд G и вы так, не глядя, ваш любимый ход и применили. Но, лад то там другой! И, возможно, той ноты, где вы обычно делали акцент, вообще нет в новом ладу! Вот вам и ошибка, которая режет слух тем, у кого чувство лада развито лучше, вот вам и непрофессионализм! Разница может быть всего в одном полутоне …
Очень коротко. Есть одна техника, которую любят использовать джазовые музыканты в качестве тренировки.
И чем-то похожа она на склонения, падежи в русском языке.
8.1. Берете ОДИН ход, мелодический оборот или даже с гармоническими элементами (когда ноты
звучат одновременно), который вы ПРЕКРАСНО знаете и любите применять.
8.2. Берете ЗНАКОМУЮ последовательность аккордов, где ЭТОТ ХОД вы уже ПРИМЕНЯЛИ и
играете ваш ХОД НА ВСЕ АККОРДЫ подряд, естественно, КОРРЕКТИРУЯ его так, чтобы не нарушать лад
8.3. Берете НЕЗНАКОМУЮ последовательность аккордов и применяете ваш ход НА ВСЕХ АККОРДАХ
8.4. Берете ДРУГОЙ ВАШ ход и делаете с ним тоже самое.
Уфффф ... не простой вопрос! Однако, мы движемся вперед, к самому интересному! Успехов вам!
© 2009-2024 Alexey Ustinov