* По этой теме будет несколько материалов - текстовых и видео.
Cсылки в конце страницы.
Здравствуйте, дорогие!
Эта тема меня интересовала давно. Года 2 назад я нашел подход, придумал упражнения, провел несколько экспериментов,
начал разрабатывать компьютерную программу и запланировал создать специальный курс, но ... для основательной
работы над этой темой времени так и не нашлось. Я подумал - "а почему бы не дать краткий материал по базовым моментам прямо сейчас"?
Чувство ритма - то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста. Отношение к нему педагогов и тех, у кого оно превосходное, обычно похоже на отношение к звуковысотному слуху и интонированию - "дано", "не дано". Не так уж много подходов к развитию чувства ритма. Иной раз этот навык слабо развит даже у музыканта, закончившего колледж и консерваторию - я знал одного барабанщика (!), игравшего весьма технично, но неритмично. И это был не самоучка, как большинство
музыкантов в рок-группах, а выпускник консерватории.
В продвижении инфо-продуктов в Интернете есть такой маркетинговый прием: автор какого-то курса рассказывает, как он чего-то не умел, или не имел, а потом, перерыв море источников и перепробовав всевозможные методы, нашел эффективный способ и теперь радостно делится этим способом со всеми за вознаграждение.
Следуя этому приему, мне следовало бы рассказать что-то такое:
"...
а) я очень любил музыку, но никогда не мог сыграть ритмично, держать темп, сделать выразительное замедление или ускорение. Особенно тяжело мне было в ансамбле - я, то опаздывал, то начинал раньше всех (нарушая паузу) ... В общем, чувство ритма - моя беда, хоть бросай музыку совсем... Вы понимаете, что и в танцевальном кружке я "вываливался" из общего ряда ...
б) Что я только не пробовал! Я играл часами под метроном, под фонограмму, записывал себя на магнитофон, отстукивал по всем предметам, что подворачивались под руку ... Все это не помогало - я так и оставался самым неритмичным в классе, танцы забросил, а из ансамбля меня просто выгнали ...
в) Но однажды я попробовал ХХХ ... . и у меня ВСЕ СТАЛО ПОЛУЧАТЬСЯ! Теперь я лучший в классе, я вернулся в танцевальный кружок, и меня зовут в 3 ансамбля ...
г) Хотите развить свое чувство ритма и не проходить ужасный путь, который прошел я? Тогда ...
... "
Однако со мной другая история. Чувство ритма, насколько я себя помню, у меня всегда было очень хорошее - мне легко давались достаточно сложные фигуры
и редко используемые размеры, я запросто мог удерживать или менять темп, я автоматически отсчитываю "квадраты" по 4,8,12,16
тактов даже когда не слушаю музыку внимательно и т.п. Могу ли я в таком случае чему-то научить? Думаю, что да. По крайней мере,
я готов честно рассказать (с учетом формата статьи или видео) все, что знаю о чувстве ритма и о том, как его развивать.
И я уверен, что моя информация и мои упражнения помогут любому, кто становится или уже является музыкантом или танцором,
и кто хочет развить, улучшить этот навык.
Что такое чувство ритма? Определение ему дать не так-то просто! Чуть позже я попробую это сделать, но сначала немного теории. (Я полагаю, что основные термины, такие, как темп, такт, размер, доли, читателю в общих чертах знакомы).
И так, здесь, как и во многих подобных случаях, работают два процесса:
анализ - слышать и "расшифровывать"
синтез - играть, воспроизводить
Один процесс-навык без другого имеет не так много смысла. Смотрите, если человек способен лишь воспринимать
звуковой поток и различать ритмическую структуру (анализ), но не способен сыграть ритмично (синтез), или,
наоборот, прекрасно воспроизводит ритмические фигуры и держит темп, но не способен к слуховому анализу,
то музыкант из него неважный. В ансамбле нужны оба навыка сразу! И, скорее всего, у человека эти оба навыка развиваются параллельно.
Единица измерения и эталон.
а) Когда нам, например, в строительстве, нужно измерить размеры предмета (анализ), мы берем рулетку. В обычной рулетке минимальная единица/эталон - 1 мм. Она и определяет максимально возможную точность измерения. Если нам нужно создать предмет определенной длины (синтез), скажем, отпилить доску, то мы берем ту же рулетку ... и опять достижимая точность - 1 мм.
в) В электронных часах эталоном является очень малый интервал времени, воспроизводимый генератором на кварцевом резонаторе...,
в механических - интервал качания грузика с рычагом (маятника) ....
Т.е. для измерения всегда используется ЭТАЛОН! Если нам нужно понять, "снять" структуру какого-то явления или временного процесса,
то мы используем СЕТКУ с шагом, соответствующим минимальной единице измерения. Так, например, для снятия плана комнаты можно расчертить
пол сеткой с шагом в 1 см., а для фиксации событий в течении часа - делать отметки прямо на циферблате механических часов...
Нужна точность больше - делай мельче сетку!
Чтобы анализировать и генерировать ритмические события, человеку также нужна СЕТКА из маленьких и одинаковых временных интервалов (т.е. "внутренние часы" - пульсация). И что же является временнЫм эталоном у человека? Биения сердца, частота дыхания ... ? Эти единицы большие (т.е. грубые), да и переменные! И в теле человека нет кварцевого резонатора! В общем, НЕ ЗНАЮ! Однако, это не страшно - выход есть!
Небольшая справка. Обычный академический музыкант, если он не создает электронную музыку, используя компьютер, НЕ ЗНАЕТ "истинные величины" музыкальных длительностей в конкретном темпе. Так вот, если темп 120 bpm (Beats per minute) - 120 ударов в минуту (пусть это будут четверти, а размер 4/4), то длительность всего такта составит 2 секунды, 1/4-й ноты - 500 мс, 1/16-й - 125 мс, 1/64 - 31,25 мс и т.д.
На сколько можно ошибаться в темпе 120, чтобы игра оставалась ритмичной? На 1/64-ю, 1/128-ю?
В некоторых случаях человек способен замечать отличия даже в 1 мс (одну тысячную секунды)!
В хореографических кружках встречается еще одна беда: педагог нередко дает счет (1,2,3,4 ...) не по равным долям такта, как это делают музыканты, а по номерам движений -1,2, потом заметная пауза, потом 3,4 и т.п. Получается, что равномерный счет прерывается и сам педагог препятствует четкому формированию мысленной равномерной СЕТКИ, пульсации, на которую и "нанизываются" движения.
В обоих этих примерах ученик "снял, скопировал" АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ временных интервалов между событиями. И, точно так же, как педагог, может их воспроизвести. Т.е. он исполняет движения без внутреннего "пульса, метронома" (СЕТКИ!), а на мышечной и слуховой памяти. Но без сетки он не может изменить темп произвольно!
Представьте себе хорошо растягивающуюся резиновую полоску, скажем, в 1 метр длиной. Давайте растянем ее до 1,5 метров, закрепим, затем разлинуем для размера 4/4 по 16-м нотам. Всего выйдет 16 временных интервалов. Теперь заполним "этот такт" каким-нибудь ритмическим рисунком. Вот, а теперь ...
а) освобождая полоску, позволяя ей вернуться к первоначальной длине в 1 метр, мы увидим, как ВСЕ интервалы стали пропорционально меньше. Но музыкальный "смысл" не изменился - этот ТОТ ЖЕ самый рисунок, только темп больше!
б) напротив, растягивая полоску еще более, мы также не нарушим рисунок, а лишь замедлим темп.
И что нам позволяет это делать? - "Строгая привязка нот (музыкальных событий) к сетке". Да, в музыке ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ намного важнее абсолютных значений. От музыканта не требуется точно воспроизводить интервал в 10, 20 или 50 мс, а вот точно сохранять пропорции крайне НЕОБХОДИМО.
А в обоих приведенных ранее примерах ученики достаточно хорошо запоминали и воспроизводили абсолютные значения временных интервалов. Но, не имея навыка представления внутренней пульсации - СЕТКИ при слушании и исполнении, они не могли изменить темп. Их можно было бы смело отнести к тем, у кого не развито чувство ритма. Да, и в ансамбле они бы постоянно ошибались...
Прекрасного Вам настроения и успехов в музыкальном творчестве!
© 2009-2024 Alexey Ustinov