Как развить чувство ритма? Часть 1. Теория *

* По этой теме будет несколько материалов - текстовых и видео.
Cсылки в конце страницы.

Здравствуйте, дорогие!

Эта тема меня интересовала давно. Года 2 назад я нашел подход, придумал упражнения, провел несколько экспериментов, начал разрабатывать компьютерную программу и запланировал создать специальный курс, но ... для основательной работы над этой темой времени так и не нашлось. Я подумал - "а почему бы не дать краткий материал по базовым моментам прямо сейчас"?

Чувство ритма - то, что крайне необходимо для любого музыканта, танцора, артиста. Отношение к нему педагогов и тех, у кого оно превосходное, обычно похоже на отношение к звуковысотному слуху и интонированию - "дано", "не дано". Не так уж много подходов к развитию чувства ритма. Иной раз этот навык слабо развит даже у музыканта, закончившего колледж и консерваторию - я знал одного барабанщика (!), игравшего весьма технично, но неритмично. И это был не самоучка, как большинство музыкантов в рок-группах, а выпускник консерватории.

В продвижении инфо-продуктов в Интернете есть такой маркетинговый прием: автор какого-то курса рассказывает, как он чего-то не умел, или не имел, а потом, перерыв море источников и перепробовав всевозможные методы, нашел эффективный способ и теперь радостно делится этим способом со всеми за вознаграждение.

Следуя этому приему, мне следовало бы рассказать что-то такое:

"... а) я очень любил музыку, но никогда не мог сыграть ритмично, держать темп, сделать выразительное замедление или ускорение. Особенно тяжело мне было в ансамбле - я, то опаздывал, то начинал раньше всех (нарушая паузу) ... В общем, чувство ритма - моя беда, хоть бросай музыку совсем... Вы понимаете, что и в танцевальном кружке я "вываливался" из общего ряда ...

б) Что я только не пробовал! Я играл часами под метроном, под фонограмму, записывал себя на магнитофон, отстукивал по всем предметам, что подворачивались под руку ... Все это не помогало - я так и оставался самым неритмичным в классе, танцы забросил, а из ансамбля меня просто выгнали ...

в) Но однажды я попробовал ХХХ ... . и у меня ВСЕ СТАЛО ПОЛУЧАТЬСЯ! Теперь я лучший в классе, я вернулся в танцевальный кружок, и меня зовут в 3 ансамбля ...

г) Хотите развить свое чувство ритма и не проходить ужасный путь, который прошел я? Тогда ... ... "

Однако со мной другая история. Чувство ритма, насколько я себя помню, у меня всегда было очень хорошее - мне легко давались достаточно сложные фигуры и редко используемые размеры, я запросто мог удерживать или менять темп, я автоматически отсчитываю "квадраты" по 4,8,12,16 тактов даже когда не слушаю музыку внимательно и т.п. Могу ли я в таком случае чему-то научить? Думаю, что да. По крайней мере, я готов честно рассказать (с учетом формата статьи или видео) все, что знаю о чувстве ритма и о том, как его развивать. И я уверен, что моя информация и мои упражнения помогут любому, кто становится или уже является музыкантом или танцором, и кто хочет развить, улучшить этот навык.

Что такое чувство ритма? Определение ему дать не так-то просто! Чуть позже я попробую это сделать, но сначала немного теории. (Я полагаю, что основные термины, такие, как темп, такт, размер, доли, читателю в общих чертах знакомы).

И так, здесь, как и во многих подобных случаях, работают два процесса:

анализ - слышать и "расшифровывать"
синтез - играть, воспроизводить

Один процесс-навык без другого имеет не так много смысла. Смотрите, если человек способен лишь воспринимать звуковой поток и различать ритмическую структуру (анализ), но не способен сыграть ритмично (синтез), или, наоборот, прекрасно воспроизводит ритмические фигуры и держит темп, но не способен к слуховому анализу, то музыкант из него неважный. В ансамбле нужны оба навыка сразу! И, скорее всего, у человека эти оба навыка развиваются параллельно.

Единица измерения и эталон.

а) Когда нам, например, в строительстве, нужно измерить размеры предмета (анализ), мы берем рулетку. В обычной рулетке минимальная единица/эталон - 1 мм. Она и определяет максимально возможную точность измерения. Если нам нужно создать предмет определенной длины (синтез), скажем, отпилить доску, то мы берем ту же рулетку ... и опять достижимая точность - 1 мм.

в) В электронных часах эталоном является очень малый интервал времени, воспроизводимый генератором на кварцевом резонаторе..., в механических - интервал качания грузика с рычагом (маятника) ....

Т.е. для измерения всегда используется ЭТАЛОН! Если нам нужно понять, "снять" структуру какого-то явления или временного процесса, то мы используем СЕТКУ с шагом, соответствующим минимальной единице измерения. Так, например, для снятия плана комнаты можно расчертить пол сеткой с шагом в 1 см., а для фиксации событий в течении часа - делать отметки прямо на циферблате механических часов... Нужна точность больше - делай мельче сетку!

Чтобы анализировать и генерировать ритмические события, человеку также нужна СЕТКА из маленьких и одинаковых временных интервалов (т.е. "внутренние часы" - пульсация). И что же является временнЫм эталоном у человека? Биения сердца, частота дыхания ... ? Эти единицы большие (т.е. грубые), да и переменные! И в теле человека нет кварцевого резонатора! В общем, НЕ ЗНАЮ! Однако, это не страшно - выход есть!

Небольшая справка. Обычный академический музыкант, если он не создает электронную музыку, используя компьютер, НЕ ЗНАЕТ "истинные величины" музыкальных длительностей в конкретном темпе. Так вот, если темп 120 bpm (Beats per minute) - 120 ударов в минуту (пусть это будут четверти, а размер 4/4), то длительность всего такта составит 2 секунды, 1/4-й ноты - 500 мс, 1/16-й - 125 мс, 1/64 - 31,25 мс и т.д.

На сколько можно ошибаться в темпе 120, чтобы игра оставалась ритмичной? На 1/64-ю, 1/128-ю? В некоторых случаях человек способен замечать отличия даже в 1 мс (одну тысячную секунды)!

Компоненты чувства ритма.

В анализе-восприятии это:
  • воспринимать темп и его изменения
  • распознавать размер
  • различать 1-ю долю (удары)
  • различать 2-ю и прочие доли (удары)
  • различать мелкие доли (т.е. в 2,3,4,6 чаще основных ударов)
Фактически ВСЕ ЭТО СВЯЗАНО с навыком, способностью "набросить" на воспринимаемый звуковой музыкальный поток измерительную СЕТКУ из крупных и мелких долей, с "пометками", где первая доля, т.е. начало такта.

В синтезе-исполнении это:
  • держать темп, уметь ускорять и замедлять исполнение согласно требованиям музыкальной выразительности
  • мысленное представлять, "генерировать" про себя СЕТКУ из крупных и мелких долей
  • заполнять СЕТКУ фактической музыкальной фактурой - т.е. "ставить", (исполнять) ноты-звуки точно в нужное место
И здесь, как вы видите, без сетки обойтись НЕЛЬЗЯ!

Абсолютные и относительные
временнЫе интервалы.

Пример 1. Мой младший сын в 3-м классе ДМШ разучивал какую-то пьесу, где встречалось некоторое число ускорений / замедлений темпа, что в целом характерно для классической музыки. И он играл ее ОЧЕНЬ выразительно, как в динамических акцентах, так и в агогике (изменениях темпа). Но! Он был абсолютно не способен сыграть всю пьесу немного быстрее или медленнее, сохранив ритмический рисунок и пропорциональные изменения темпа!

Пример 2. В танцевальных кружках нередко возникает подобная ситуация - разучив движения в медленном темпе, ученик не может ПРОПОРЦИОНАЛЬНО ускорить исполнение (увеличить темп) и наоборот, исполняя быстро, не может воспроизвести медленно.

В хореографических кружках встречается еще одна беда: педагог нередко дает счет (1,2,3,4 ...) не по равным долям такта, как это делают музыканты, а по номерам движений -1,2, потом заметная пауза, потом 3,4 и т.п. Получается, что равномерный счет прерывается и сам педагог препятствует четкому формированию мысленной равномерной СЕТКИ, пульсации, на которую и "нанизываются" движения.

В обоих этих примерах ученик "снял, скопировал" АБСОЛЮТНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ временных интервалов между событиями. И, точно так же, как педагог, может их воспроизвести. Т.е. он исполняет движения без внутреннего "пульса, метронома" (СЕТКИ!), а на мышечной и слуховой памяти. Но без сетки он не может изменить темп произвольно!

Представьте себе хорошо растягивающуюся резиновую полоску, скажем, в 1 метр длиной. Давайте растянем ее до 1,5 метров, закрепим, затем разлинуем для размера 4/4 по 16-м нотам. Всего выйдет 16 временных интервалов. Теперь заполним "этот такт" каким-нибудь ритмическим рисунком. Вот, а теперь ...

а) освобождая полоску, позволяя ей вернуться к первоначальной длине в 1 метр, мы увидим, как ВСЕ интервалы стали пропорционально меньше. Но музыкальный "смысл" не изменился - этот ТОТ ЖЕ самый рисунок, только темп больше!

б) напротив, растягивая полоску еще более, мы также не нарушим рисунок, а лишь замедлим темп.

И что нам позволяет это делать? - "Строгая привязка нот (музыкальных событий) к сетке". Да, в музыке ОТНОШЕНИЯ, ПРОПОРЦИИ намного важнее абсолютных значений. От музыканта не требуется точно воспроизводить интервал в 10, 20 или 50 мс, а вот точно сохранять пропорции крайне НЕОБХОДИМО.

А в обоих приведенных ранее примерах ученики достаточно хорошо запоминали и воспроизводили абсолютные значения временных интервалов. Но, не имея навыка представления внутренней пульсации - СЕТКИ при слушании и исполнении, они не могли изменить темп. Их можно было бы смело отнести к тем, у кого не развито чувство ритма. Да, и в ансамбле они бы постоянно ошибались...

Прекрасного Вам настроения и успехов в музыкальном творчестве!

AU Алексей Устинов, создатель компании Вирартек
21 сентября 2011 г.
Как развить чувство ритма? Часть 1. Теория
Часть 2. Теория. (видео)
Часть 3. Теория. (видео)
Как развить чувство ритма? Часть 4. Практика
Часть 5. Практика. (видео)
Часть 6. Практика. (видео)
Как развить чувство ритма? Часть 7. Заключительная

© 2009-2024 Alexey Ustinov