* По этой теме будет несколько материалов - текстовых и видео.
Cсылки в конце страницы.
Здравствуйте, дорогие!
Что же, продолжим тему. В первых частях я старался показать насколько важно уметь слышать "сетку", пульсацию в звучащей музыке в процессе восприятия и насколько важно уметь воспроизводить ее "в уме", при исполнении музыкального произведения.
При слушании музыки, определив вначале "удары", темп, затем "период" и размер, эта сетка позволяет легко и правильно "снять" ритмический рисунок. При игре - эта же сетка позволяет без проблем изменять темп, не нарушая рисунок, поскольку все временные интервалы в нем запоминаются не как абсолютные, а как относительные значения - пропорции, доли.
Оставался открытым вопрос: что мы можем использовать в качестве "эталона" (малого временного интервала), чтобы воспроизводить стабильную пульсацию без каких-либо устройств, используя лишь наш мозг? Я не знаю о таком интервале! Но ...
Года два назад я ходил в офис по пешеходной дорожке (Пр. академика Лаврентьева) - 30 мин. в одну сторону. Иногда вместе с супругой. Как-то раз возник разговор о чувстве ритма - Елена не была уверена, что оно у нее достаточно хорошее. Я стал что-то рассказывать о "сетке" и, поскольку мы не переставали идти, что-то показывать на ходу... Так и появился ответ на вопрос, что может быть эталоном.
Немного позже мой средний сын посетовал, что не попадает "в ногу" в танцевальном кружке, хотя мы оба знаем,
что он достаточно музыкален и хорошо развит физически... Мы сделали с ним несколько упражнений - получилось!
Затем я проверил упражнения с группой детей 10-12 лет из одной местной школы, которых приводили
к нам в студию на запись песен - работает!
Что же, надо было как-то оформить идею. Я придумал еще несколько упражнений, распределил их по нарастанию сложности,
попробовал все сам ... и взялся разрабатывать курс / программу, которую, как уже писал, так не завершил...
Но этим летом встретился с одним другом, музыкальным педагогом из Москвы, который "вернул меня
к теме" вопросом: "Где твоя методика? Ты когда еще обещал! С ритмикой я просто замаялся со своими (учениками)...".
... у нас есть ТЕЛО - прекрасный инструмент, имеющий, массу, инерцию, управляемый мозгом и позволяющий "получить"
ЭТАЛОН временного интервала ПРИ ХОДЬБЕ!
Да, именно так. Конечно, этот интервал, ОДИН ШАГ при нормальной,
равномерной ходьбе, которая доступна каждому здоровому человеку, не такой маленький, как бы хотелось,
но он достаточно стабильный. И это уже очень многое.
Остается лишь:
Вообще быстрота развития навыков, наверное, любых, связана у человека с движениями тела.
Ведь не зря даже умственные навыки, скажем устный счет, развить намного проще, добавляя ДВИЖЕНИЯ рук, пальцев.
Когда одни и те же движения выполнены много раз, скорректированы мозгом, отлажены, то они запоминаются,
переводятся "на автомат" и ... становятся навыком!
Вспомните, как вы первый раз закрываете дверь с новым замком ... и как вы делаете это "на автомате" через пару недель.
Вначале вам приходится думать, смотреть, анализировать, запоминать, а потом все происходит автоматически.
И уж чувство ритма, которое в части исполнения музыки выражается во многом именно движениями, сам бог велел развивать с помощью ДВИЖЕНИЙ.
Так вот. Вначале надо выбрать ритмичную (лучше танцевальную) музыку на 4/4 с темпом 90-110 bpm (ударов в минуту), т.к. именно столько шагов за минуту делает обыкновенный человек, шагая в нормальном темпе.
Затем:
Прекрасного Вам настроения и успехов в музыкальном творчестве!
© 2009-2024 Alexey Ustinov