* По этой теме будет несколько материалов - текстовых и видео.
Cсылки в конце страницы.
Здравствуйте, дорогие!
Как и обещал, я приведу полный список упражнений. Но сначала отвечу на вопросы,
которые пришли на электронную почту. Я их свел в 3 ответа.
Сильную долю просто показать в большинстве музыкальных примеров, но очень сложно о ней рассказать в общем виде. Но сначала нужно разобраться с УДАРАМИ.
Несколько лет назад нам давали заказ на разработку программы для компьютера, которая должна была "слышать" (принимать через микрофон) исполняемую живьем музыку. Будь то игра на гитаре, пение, звучание ансамбля и т.п., и тут же "на лету" определять темп и включать метроном. В общем, задача СЛОЖНАЯ, но живые музыканты (и дети тоже) ее решают!... Мы перебрали разные алгоритмы спектрального и автокорреляционного анализа и их комбинации, пробовали привлечь специалистов, работающих с нейронными сетями ... В итоге наша программа стала распознавать и темп, и сильные доли, НО! Она делала это относительно уверенно лишь для конкретного стиля. Т.е. настроили на поп-музыку - работает, на гитарный бой - тоже, на свинг - тоже. А вот на произвольный стиль не может. Иными словами, вначале ей нужно было указать, КАКОЙ это стиль, а потом она уже считает темп и сильные доли. Все, как в анекдоте про средство от тараканов :-).
Представьте, что вы видите 3-х человек, которые шагают одновременно, двигаются с одинаковой скоростью, но делают разное число шагов.
Пусть за 2 секунды ПЕРВЫЙ делает 3 шага, ВТОРОЙ - 4 шага, а ТРЕТИЙ - 5 шагов (Как папа, мама и дитя). Если вы будете наблюдать за
ними и попытаетесь определить "закономерность, порядок" , то вы, скорее всего, выделите ПЕРИОД - 2 секунды. Действительно,
несмотря на то, что они явно шагают вразнобой, КАЖДЫЕ 2 СЕКУНДЫ они будут делать шаг ОДНОВРЕМЕННО.
Т.е. мы отчетливо услышим ПЕРИОД.
Так и в музыке, чтобы инструменты не играли, мы в большинстве случаев слышим ПЕРИОД, пульсацию, с которой воспроизводятся УДАРЫ. Или,
слышим удары, пульсацию, которые воспроизводятся равномерно (ПЕРИОДИЧНО).
Поэтому, вначале нужно попросить ребенка определить удары.
Например, предложив ему постучать в ладоши, "потопать" , потанцевать. Если он не очень хорошо справляется с такой задачей, то:
а) выбрать музыкальный пример, где ритмический рисунок проявлен сильнее.
б) постучать самим в ладоши синхронно музыке, чтобы пульсация для ребенка стала более явной.
Вот и только теперь, когда УДАРЫ, пульсация, сетка определена можно, "искать" сильную долю!
В большинстве случаев музыкальная пьеса "строится" из "квадратных кусочков" :
2(4) такта - фраза
4 - срока песни
8(12 или 16) - куплет или припев.
Даже если в пьесе нет слов, то мелодия все равно состоит из фраз (наше восприятие "фразовое" ). Даже если нет явно выраженной мелодии, а есть арпеджирование или иное обыгрывание аккордов (как во многих этюдах, каприсах), то "фразовость" проявляется в гармонических последовательностях, которые тоже "квадратны" , т.е. имеют длину в тактах 4,8,12,16. Таким образом, музыкальная пьеса состоит из кусочков:
В общем: если вы определили УДАРЫ, пульсацию, то вы должны заметить сильную долю в начале фраз, в смене частей, в гармонической последовательности, в ... .
Пишу вот этот ответ и представляю, как музыканты могли бы посмеяться подобному комментарию. Почему? Потому, что им не приходится подобное объяснять на бумаге! Они это легко слышат и прекрасно видят в нотах. Фокус в том, что вряд ли они смогут пояснить это письменно.
Принципиально важно, пока ваше чувство ритма еще далеко от совершенного.
Дело в том, что тело при равномерной ходьбе берет на себя роль "метронома" , "маятника",
обеспечивает вам равномерные удары, пульсацию, сетку. Используя этот "автоматический" процесс, вы:
И, самое главное, вы вырабатываете навык, тренируя мышечную память. И если вы делаете это постоянно, то,
через какое-то время, пульсация, сетка будет "строиться" в голове автоматически, как только вы слышите, или исполняете музыку.
Просто хлопая в ладоши, в сравнении с ходьбой, вы "выключаете" очень много
процессов и существенно усложняете для себя процесс развития чувства ритма.
От Натальи Голубевой (директора ДШИ, г.Мытищи) я получил такой комментарий: " ...
Все идет замечательно, пока не добираемся до трехдольного метра, и тут - "затыка"!
Очень настойчиво проводит идею "шагания" в своей методике Д. Шайхутдинова из Тюмени.
И она рекомендует шагать на три "левой-правой-правой"".
Очень приятно было услышать, что педагоги ищут пути, как развивать чувство ритма - ни мне, ни моим детям, в свое время,
подобные методики в ДМШ не предлагались. Я думаю, что сам факт, что кто-то из преподавателей уделяет этому внимание,
настолько важен, что не так уж принципиальны "тонкости" самой методики.
Сам я убежден, что ПУЛЬСАЦИЮ и РАЗМЕР не стоит смешивать, т.е. не стоит вносить изменения в ходьбу в зависимости от размера.
Ходьба - "источник" равномерной сетки, пульса.
И уже на этот пульс можно "надстроить" любой размер. Так же, как в простом метрономе - там же нет выделения сильной доли - просто удары. И может совершенно произвольно "организовать их в размер". Выделяем каждый 4-й - получаем 4/4, каждый 3-й - 3/4, каждый 5-й - 5/4. В своем подходе я делаю упор:
1-е Упражнение (4/4)
3-е Упражнение (4/4)
Далее.
1. С 8-го упражнения в счет включены восьмые доли, т.е. более мелкая сетка. Желательно сделать упражнения с такой сеткой и для 3/4.
2. Затем можно варьировать ритмические рисунки, включающие четвертные и восьмые длительности (как в Упражнении №10),
а в дальнейшем применить плавное замедление и ускорение темпа без изменения рисунка.
3. Применить триольную сетку, когда на каждый шаг вы делаете 3 равномерных удара (как в размерах 12/8 или 9/8).
В общем, я уверен, что если вы будете делать подобные упражнения, то начиная с какого-то момента, вы почувствуете легкость,
уверенность, сможете произвольно менять рисунок, темп и ничего из этого не будет нарушать пульсацию. Это и будет явным подтверждением,
что у вас (вашего ребенка) прекрасное чувство ритма.
Совсем недавно мы выпустили новую онлайн-игру
"Музыкальные Размеры" -
попробуйте с вашим ребенком, поиграйте сами - это прекрасный инструмент для совершенствования музыкального
слуха и хорошее подспорье в развитии чувства ритма.
Прекрасного Вам настроения и успехов в музыкальном творчестве!
© 2009-2024 Alexey Ustinov