Как развить чувство ритма? Часть 7. Заключительная *

* По этой теме будет несколько материалов - текстовых и видео.
Cсылки в конце страницы.

Здравствуйте, дорогие!

Как и обещал, я приведу полный список упражнений. Но сначала отвечу на вопросы, которые пришли на электронную почту. Я их свел в 3 ответа.

1. Как определить "удары" , ... как объяснить ребенку ... ., где в музыке "сильная доля"?

Очень просто, если вы ее слышите! Знаете, есть такая распространенная фраза: "Ну, вы понимаете, о чем я". Т.е. для тех, кто понимает, ЯСНО, кто нет - абсолютно не ясно. И с сильной долей тоже самое.

Сильную долю просто показать в большинстве музыкальных примеров, но очень сложно о ней рассказать в общем виде. Но сначала нужно разобраться с УДАРАМИ.

Несколько лет назад нам давали заказ на разработку программы для компьютера, которая должна была "слышать" (принимать через микрофон) исполняемую живьем музыку. Будь то игра на гитаре, пение, звучание ансамбля и т.п., и тут же "на лету" определять темп и включать метроном. В общем, задача СЛОЖНАЯ, но живые музыканты (и дети тоже) ее решают!... Мы перебрали разные алгоритмы спектрального и автокорреляционного анализа и их комбинации, пробовали привлечь специалистов, работающих с нейронными сетями ... В итоге наша программа стала распознавать и темп, и сильные доли, НО! Она делала это относительно уверенно лишь для конкретного стиля. Т.е. настроили на поп-музыку - работает, на гитарный бой - тоже, на свинг - тоже. А вот на произвольный стиль не может. Иными словами, вначале ей нужно было указать, КАКОЙ это стиль, а потом она уже считает темп и сильные доли. Все, как в анекдоте про средство от тараканов :-).

Представьте, что вы видите 3-х человек, которые шагают одновременно, двигаются с одинаковой скоростью, но делают разное число шагов. Пусть за 2 секунды ПЕРВЫЙ делает 3 шага, ВТОРОЙ - 4 шага, а ТРЕТИЙ - 5 шагов (Как папа, мама и дитя). Если вы будете наблюдать за ними и попытаетесь определить "закономерность, порядок" , то вы, скорее всего, выделите ПЕРИОД - 2 секунды. Действительно, несмотря на то, что они явно шагают вразнобой, КАЖДЫЕ 2 СЕКУНДЫ они будут делать шаг ОДНОВРЕМЕННО. Т.е. мы отчетливо услышим ПЕРИОД.

Так и в музыке, чтобы инструменты не играли, мы в большинстве случаев слышим ПЕРИОД, пульсацию, с которой воспроизводятся УДАРЫ. Или, слышим удары, пульсацию, которые воспроизводятся равномерно (ПЕРИОДИЧНО).

Поэтому, вначале нужно попросить ребенка определить удары.

Например, предложив ему постучать в ладоши, "потопать" , потанцевать. Если он не очень хорошо справляется с такой задачей, то:

а) выбрать музыкальный пример, где ритмический рисунок проявлен сильнее.

б) постучать самим в ладоши синхронно музыке, чтобы пульсация для ребенка стала более явной.

Вот и только теперь, когда УДАРЫ, пульсация, сетка определена можно, "искать" сильную долю!

В большинстве случаев музыкальная пьеса "строится" из "квадратных кусочков" :

2(4) такта - фраза
4 - срока песни
8(12 или 16) - куплет или припев.

Даже если в пьесе нет слов, то мелодия все равно состоит из фраз (наше восприятие "фразовое" ). Даже если нет явно выраженной мелодии, а есть арпеджирование или иное обыгрывание аккордов (как во многих этюдах, каприсах), то "фразовость" проявляется в гармонических последовательностях, которые тоже "квадратны" , т.е. имеют длину в тактах 4,8,12,16. Таким образом, музыкальная пьеса состоит из кусочков:

  • которые отличаются друг от друга,
  • в местах "стыковки" которых есть "характерные признаки"
  • и начинается каждый кусочек с СИЛЬНОЙ ДОЛИ.

В общем: если вы определили УДАРЫ, пульсацию, то вы должны заметить сильную долю в начале фраз, в смене частей, в гармонической последовательности, в ... .

Пишу вот этот ответ и представляю, как музыканты могли бы посмеяться подобному комментарию. Почему? Потому, что им не приходится подобное объяснять на бумаге! Они это легко слышат и прекрасно видят в нотах. Фокус в том, что вряд ли они смогут пояснить это письменно.

2. Насколько важно ходить, если можно просто хлопать в ладоши?

Принципиально важно, пока ваше чувство ритма еще далеко от совершенного.

Дело в том, что тело при равномерной ходьбе берет на себя роль "метронома" , "маятника", обеспечивает вам равномерные удары, пульсацию, сетку. Используя этот "автоматический" процесс, вы:

  • "нумеруете сетку" счетом 1,2,3,4 (если размер 4/4),
  • можете делать акценты,
  • можете менять темп ходьбы, "метронома" , сохраняя счет.

И, самое главное, вы вырабатываете навык, тренируя мышечную память. И если вы делаете это постоянно, то, через какое-то время, пульсация, сетка будет "строиться" в голове автоматически, как только вы слышите, или исполняете музыку.

Просто хлопая в ладоши, в сравнении с ходьбой, вы "выключаете" очень много процессов и существенно усложняете для себя процесс развития чувства ритма.

3. Правильно ли шагать равномерно (обычно - Левой-Правой-Левой-Правой), если размер 3/4 или 5/4?

От Натальи Голубевой (директора ДШИ, г.Мытищи) я получил такой комментарий: " ... Все идет замечательно, пока не добираемся до трехдольного метра, и тут - "затыка"! Очень настойчиво проводит идею "шагания" в своей методике Д. Шайхутдинова из Тюмени. И она рекомендует шагать на три "левой-правой-правой"".

Очень приятно было услышать, что педагоги ищут пути, как развивать чувство ритма - ни мне, ни моим детям, в свое время, подобные методики в ДМШ не предлагались. Я думаю, что сам факт, что кто-то из преподавателей уделяет этому внимание, настолько важен, что не так уж принципиальны "тонкости" самой методики.

Сам я убежден, что ПУЛЬСАЦИЮ и РАЗМЕР не стоит смешивать, т.е. не стоит вносить изменения в ходьбу в зависимости от размера. Ходьба - "источник" равномерной сетки, пульса.

И уже на этот пульс можно "надстроить" любой размер. Так же, как в простом метрономе - там же нет выделения сильной доли - просто удары. И может совершенно произвольно "организовать их в размер". Выделяем каждый 4-й - получаем 4/4, каждый 3-й - 3/4, каждый 5-й - 5/4. В своем подходе я делаю упор:

  • на независимые ПРОЦЕССЫ,
  • которые вводятся поэтапно,
т.е. следующий - только тогда, когда предыдущий "уже на автомате" .

И если для размера 3/4 вам или ребенку нужно радикально поменять привычный способ ходьбы, то, о каком автоматизме может идти речь? Особенно, если далее вы планируете усложнять ритмический рисунок, например равномерными восьмыми, или комбинацией четвертных и восьмых длительностей.

Еще раз отмечу - я высказываю лишь свое мнение. Дай бог всем педагогам и родителям успехов в данном вопросе! И не так уж важно, кто и как именно добьется результата.

Упражнения **.

** первые из них (1-5) попали в видео части 5 и 6 .

1-е Упражнение (4/4)

  • Идем в равномерном темпе, не останавливаясь ...
  • Включаем счет вслух - 1,2,3,4, далее ...
  • Говорим только "РАЗ" (считая про себя) - надо чтобы стало автоматом
2-е Упражнение (4/4)
  • Идем в равномерном темпе, не останавливаясь ...
  • Включаем счет вслух - 1,2,3,4, далее ...
  • Говорим вслух только "РАЗ" (считая про себя) - надо чтобы стало автоматом
  • Хлопаем на "РАЗ" ладонью по ноге (считая про себя)

3-е Упражнение (4/4)

  • Идем в равномерном темпе, не останавливаясь ...
  • Включаем счет вслух - 1,2,3,4, далее ...
  • Говорим только "РАЗ" (считая про себя) - надо чтобы стало автоматом
  • Хлопаем на "1" и "3" ладонью по ноге (считая про себя)
  • Хлопаем на "1" и "2" ладонью по ноге (считая про себя)
4-е Упражнение (4/4)
  • Идем в равномерном темпе, не останавливаясь ...
  • Включаем счет вслух - 1,2,3,4, далее ...
  • Ускоряемся, сохраняя счет
  • Замедляемся, сохраняя счет

5-е Упражнение (3/4)
  • Идем в равномерном темпе, не останавливаясь ...
  • Включаем счет вслух - 1,2,3 (т.е. " раз " попадает, то на правую, то на левую ногу) ...
  • Делаем наклон на каждый "Раз" , сохраняя счет
  • Ускоряемся ... . Замедляемся, сохраняя счет и наклоны
6-е Упражнение (5/4)

Все, как в Упражнении №5, только счет 1,2,3,4,5,1,2,3,4,5 ... - т.к. 5/4.

7-е Упражнение (6/4)

Все, как в Упражнении №5, только счет 1,2,3,4,5,6,1,2,3,4,5,6 ... - т.к. 6/4.
8-е Упражнение (4/4)
  • Идем в равномерном темпе, чуть медленнее, чем обычно, не останавливаясь ...
  • Включаем счет вслух - 1,и,2,и,3,и,4,и,1,и,.. (счет: цифры на шаги, "И" - в промежутках) ...
  • Хлопок рукой на КАЖДЫЙ ШАГ, сохраняя счет
9-е Упражнение (4/4)
  • Идем в равномерном темпе, чуть медленнее, чем обычно, не останавливаясь ...
  • Включаем счет вслух - 1,и,2,и,3,и,4,и,1,и,.. (счет: цифры на шаги, "И" - в промежутках) ...
  • Хлопок рукой на КАЖДОЕ "И" , сохраняя счет
10-е Упражнение (4/4)
  • Идем в равномерном темпе, чуть медленнее, чем обычно, не останавливаясь ...
  • Включаем счет вслух - 1,и,2,и,3,и,4,и,1,и,.. (счет: цифры на шаги, "И" - в промежутках) ...
  • Хлопок рукой на "Раз", "И" и "Три", "И", сохраняя счет

Далее.

1. С 8-го упражнения в счет включены восьмые доли, т.е. более мелкая сетка. Желательно сделать упражнения с такой сеткой и для 3/4.

2. Затем можно варьировать ритмические рисунки, включающие четвертные и восьмые длительности (как в Упражнении №10), а в дальнейшем применить плавное замедление и ускорение темпа без изменения рисунка.

3. Применить триольную сетку, когда на каждый шаг вы делаете 3 равномерных удара (как в размерах 12/8 или 9/8).

В общем, я уверен, что если вы будете делать подобные упражнения, то начиная с какого-то момента, вы почувствуете легкость, уверенность, сможете произвольно менять рисунок, темп и ничего из этого не будет нарушать пульсацию. Это и будет явным подтверждением, что у вас (вашего ребенка) прекрасное чувство ритма.

Совсем недавно мы выпустили новую онлайн-игру "Музыкальные Размеры" - попробуйте с вашим ребенком, поиграйте сами - это прекрасный инструмент для совершенствования музыкального слуха и хорошее подспорье в развитии чувства ритма.

Прекрасного Вам настроения и успехов в музыкальном творчестве!

AU Алексей Устинов, создатель компании Вирартек
30 ноября 2011 г.
Как развить чувство ритма? Часть 1. Теория
Часть 2. Теория. (видео)
Часть 3. Теория. (видео)
Как развить чувство ритма? Часть 4. Практика
Часть 5. Практика. (видео)
Часть 6. Практика. (видео)
Как развить чувство ритма? Часть 7. Заключительная

© 2009-2024 Alexey Ustinov