Здесь я привожу советы, которые даю почти всем исполнителям, пришедшим на запись песни и не имеющим практического опыта записи в студии. Эти советы накопились за достаточно большой период работы с вокалистами и оказываются весьма полезными. Иногда, как ни странно, даже и для профессиональных певцов. Если вы прочтёте и учтёте лишь только заголовки, то вы уже споёте намного лучше!
Алексей Устинов,
руководитель компании Вирартек
Дело в том, что далеко не каждый вокалист легко "берёт" первую ноту музыкальной фразы, хотя
и "разгоняется" позже. Особенно, если он(а) не очень хорошо знает песню, если не уверен(а)
или волнуется. Но если первый слог скомкан, проглочен, то его будет очень трудно подправить в процессе
сборки песни.
На записи в студии, в отличие от реального выступления, можно начинать напевать что-то (в ритме и
тональности вашей песни) еще до начала куплета или припева – тогда легче "войти" в первый
слог, фразу. Вы как бы продолжаете пение, уже настроившись, а не вступаете с "пустого" места.
Ну, а при редакции, "сборке" песни, этот лишний кусочек можно легко отрезать.
Часто на длинных, тянущихся нотах вокалист опускает окончание и тогда текст, смысл может стать неразборчивым. К примеру, вы поёте "знать", тянете гласную, но опускаете окончание. Что получается в итоге? – "знаааааа". Конечно, мы все, слушатели "восстанавливаем" слово и понимаем смысл, но все-таки лучше окончание произносить. Но при этом его не надо специально выпячивать и делать нарочито ярким.
ЛЮБАЯ песня это ИСТОРИЯ. И мы должны показать развитие этой истории – начинаем спокойнее, с каждым
следующим куплетом увеличиваем энергию, экспрессию, динамику, чтобы прийти к кульминации, а затем снизить
энергию и "отпустить проблему". Вспомните структуру фильма, сериала, спектакля, повествование в книге. И здесь всё – то же самое, только в миниатюре.
Представьте как выглядит, строится монолог, разговор – слово за слово, собеседники разошлись и уже не
могут остановиться, доходят до кульминации, а потом речь затихает.
Конечно, часть развития и драматургии уже заложена в аранжировке. И композитор, и аранжировщик, и
звукорежиссёр, и музыканты (если с их привлечением записывали фонограмму) знают о законах выразительности и,
как правило, достигают желаемой "динамики".
А что же делать в случаях, если и фонограмма "плоская", однообразная, и структура текста не имеет
явно выраженного развития? Тогда нужны акценты! Обратите внимание на чтецов стихов и рэперов – акценты
в начале фраз, четверостиший, на ключевых словах.
Вы скажете: "я не владею разными способами пения – дай бог мне вообще спеть эту песню правильно по
нотам и ритмично!" Да, конечно, желательно спеть песню правильно. Но у любого человека, даже не имеющего
достаточной вокальной практики, есть свой диапазон выразительных приемов. Можно пропеть "на придыхе",
а можно "с опорой", т.е. в полный голос. Можно отрывисто (стаккато), а можно протяжно (легато).
И этого вполне достаточно, чтобы показать развитие в песне.
К слову, иногда крайне полезным бывает замена какой-то небольшой части песни речитативом – то есть
проговариванием текста синхронно с ритмом песни. В большинстве случаев такой прием дает превосходный
результат, украшает исполнение, особенно, если песня лирическая. Речитатив прекрасно раскрывает чувства,
характер исполнителя. И не важно, что в оригинальном исполнении его не было.
Когда мы поём "на улыбке", тембр нашего голоса меняется – становиться теплее. Поэтому очень
во многих случаях такой приём улучшает пение. Согласитесь, что большинство песен о любви. Хотите передать
свои чувства – улыбайтесь. Если радоваться, то на 200%, если плакать – то тоже на 200.
Покажите в исполнении свои эмоции по максимуму. Я не видел ситуации, когда исполнителя приходилось
останавливать, когда его эмоции "зашкаливали". Напротив, в 99% случаев эмоций для исполнения
было не достаточно. Народ приходит записать песню на юбилей, день рождения. Выбирает что-то изначально
тоскливое (у нас и правда, большинство песен в миноре, т.е. грустных), так и исполняет еще уныло,
как будто его заставили делать работу… А в итоге, когда слушает, и сам(а) видит, что результат, извините,
больше годится для поминок, чем для праздника и веселья.
Да, именно так. Воспринимайте запись вашей песни, как игру, как баловство. Отнеситесь к этому несерьезно!
И тогда вам удастся справиться со скованностью, раскрыть свои чувства, что, несомненно, заметит и по
достоинству оценит ваш слушатель.
Если вы любитель, то у вас нет прекрасной вокальной техники и выход здесь один – брать публику эмоциями.
Поэтому лучше относиться к задаче записи своего исполнения легко. К слову – ведь все мы знаем примеры,
когда высокотехничное, профессиональное исполнение "не цепляет", а непрофессиональное, любительское,
напротив, "берёт за душу". В чём секрет? Чувства!
Многим кажется, что если они что-то бормочат, по сто раз в ванной, "для души", не обращая внимание на попадания в ноты, то они поют. Нет! Исполняя мелодию многократно и неправильно, вы приучаете свой мозг не следить за интонацией – фактически вы заучиваете неверное исполнение. Напротив, надо всегда обращать внимание на то, как вы поете – прислушиваться к себе. Лучше всего, конечно, записывать себя – на диктофон/телефон, например, и прослушивать, что и как вы спели. Большинство людей прекрасно слышит чистое и фальшивое исполнение. В общем – если начинаете петь, то уж следите и за интонацией.
Вы знаете, что голоса по высотному диапазону у людей разные. Но у любого исполнителя есть его естественный, комфортный регистр, а на краях – самых верхних и самых нижних нотах, петь тяжело. Поэтому, выбирая песню, фонограмму, избегайте такой версии, где для вас местами или очень высоко или очень низко – крайне важно, чтобы вы везде чувствовали себя комфортно. В конце концов, тональность фонограммы может быть повышена или понижена, так что почти всегда можно найти компромисс.
В студии, в отличие от реального выступления, можно и полезно записывать песню частями, например, 1-й куплет и 1-й припев, затем 2-й куплет и т.д. Или 2-3 раза спеть только 1-й куплет и выбрать самый удачный вариант. При этом вам будет очень удобно видеть текст песни перед глазами, чтобы не делать ошибок, вспоминая слова песни, легко петь песню с любой части и сконцентрироваться на выразительности исполнения.
© 2009-2024 Alexey Ustinov