Секреты музыки: физика звука, психология восприятия, теория музыки "на пальцах"

... Каждый человек МОЖЕТ сочинить хотя бы одну песню, которая может стать народной!

Почему? Потому, что все уникальны, у всех есть что-то свое в душе. И дело не в том, занимается человек музыкой, поет, сочиняет или нет. Я видел много самодеятельных авторов, у которых хотя бы одна песня была достойна того, чтобы ее показать народу. В любом случае, она была интересней, честнее, чем "дежурные" песни, которые поют почти все звезды и которые пишут по инерции, шаблону именитые авторы … А то, что такую песню еще надо ДОНЕСТИ до народа – совершенно другой вопрос!

Вот несколько моих собственных музыкальных примеров. Правда, я не считаю себя профессиональнм музыкантом, это скорее хобби, т.к. моя главная тема - алгоритмы анализа, трансформации и генерации музыки.

Game Music (фрагм.) - муз. А.Устинов

127mFAM-13DanceAcoust - муз.* AlexAr (сгенерированная программой, автор А.Устинов)

Make Me Feel (Jazzy) - муз. А.Устинов, сл. Рик Паул, вок. Беверли Бремерс и Рик Паул

Alove - муз. А.Устинов, сл. А.Яковлев, вок. Елена Силантьева, рояль Р.Столяр

Sport (фрагм.) - муз. А.Устинов, сл. А.Яковлев, вок. Vocaloid "Leon"

Splendor - муз. R.Dattatreya, аранжировка А.Устинов, сл. T.Nambi, вок. R.Bharati

Вы можете скачать все лекции сразу (в одном архиве) в формате mp3: "Секреты музыки", или можете прослушать на этой странице.

Если кому-то интересна моя история, то она в специальном разделе Моя история, мой трек ...

А) Полагаю, эти материалы пригодятся всем, кто хочет:

  • сочинять песни и инструментальные композиции
  • аранжировать и импровизировать
  • легко разбираться с музыкальными программами и оборудованием
... для этого желательно понимать природу музыки!

Б) Я гарантирую вам понимание природы музыки без науки и лучше, чем у обладателя дипломов консерватории и технического института! Да, 3-4-х классов средней школы ДОСТАТОЧНО!

В) У меня есть теория и практика, понятная 12-ти летнему, так что лично вы ее НЕСОМНЕННО и ЛЕГКО освоите.

Секреты музыки

Начнем? Да! Тогда ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

В разделе Games есть онлайн игра-тест "Звукореж - волновые формы", включающая звуковые примеры, осциллограммы, спектрограммы. Рассматривайте ее как иллюстрацию к некоторым из лекций и возможность потренировать свой слух!

Музыкальные примеры в моей видео-презентация Smart Behavior of Musical Objects могут служить иллюстрацией к настоящим аудиолекциям. Правда, презентация на английском :-(

Лекция 1. Физика звука (41 мин.)

  1. Звуковой диапазон
  2. Распространение звуковых колебаний
  3. Два способа представления – осциллограмма, спектрограмма
  4. Виды колебаний – простое, сложное
  5. Периодические и непериодические колебания
  6. Музыкальные звуки и шумы
  7. Понятия – гармоники, обертоны, унтертоны, частотные составляющие
  8. Состав сложных колебаний – синус, меандр, пила, шум

Лекция 2-1. Физика звука (24 мин.)

  1. Колебания в струне
  2. Почему колебания только кратные (гармоники)
  3. Понятие модуляции
  4. Амплитудная, частотная и спектральная модуляция
  5. Явление резонанса
  6. "Хороший и плохой" резонатор
  7. Конструкция инструмента, как комбинация идеальных и плохих резонаторов
  8. Синтез речи человеком

Лекция 2-2. Физика звука (9 мин.)

  1. Акустика помещений
  2. Восприятие откликов и отражений
  3. Плохое / хорошее помещение для записи
  4. Затухание / поглощение колебаний
  5. Поглощение низкочастотных и высокочастотных колебаний
  6. Форма помещения

Лекция 3-1. Психология восприятия (16 мин.)

  1. Область воспринимаемых звуков
  2. Болевой порог и порог слышимости
  3. Область музыкальных звуков и область речи
  4. Диапазоны изменения физических величин
  5. Экспоненциальные шкалы
  6. Слуховой аппарат человека
  7. Особенности восприятия – работа мозга
  8. Дифференциальные пороги

Лекция 4-1. Физика звука (20 мин.)

  1. Длина волны, распространение звука
  2. Конструкция музыкального инструмента
  3. Вибрирующее тело: струна, брусок, мембрана, столб воздуха
  4. Возбудитель – резонатор – излучатель
  5. Корпус – фильтр, роль раструба
  6. Тембр = конструкция + исполнительские приемы
  7. Диапазон тонов
  8. Особенности акустических инструментов
  9. Ансамблевое звучание
  10. Учет особенности при синтезе тембров
  11. Передача "энергетики" музыканта

Лекция 4-2. Физика звука (16 минут)

  1. Речь как инструмент коммуникации
  2. Голосовые связки
  3. Тон и шум
  4. Помехоустойчивость речи
  5. Певческая форманта
  6. Сравнение речи и пения
  7. Зона максимальной чувствительности
  8. Бинауральное слушание
  9. Восприятие фазовых характеристик
  10. Связь временных и пространственных характеристик
  11. Эффект Доплера
  12. Маскировка звука

Лекция 5-1. Психология восприятия (20 мин.)

  1. Музыкальная система
  2. Частотная шкала и ее организация
  3. Магическая точка 16 герц
  4. Временная шкала и ее организация
  5. Что воспринимается как ритм
  6. Законы кратности и пропорциональности
  7. Восприятия изменений акустических параметров
  8. Интонирование в узком и широком смысле
  9. Составляющие интонирования и их вариации
  10. Интонарное пространство
  11. Кривые интенсивности интонирование

Комментарии:

14.09.2010 Макс: … еще мне понравилось, как ваш директор просвещал на лекциях этих молодых, типа что-то знающих ребят, но, как оказалось, все их знания равны … Странно, я, не имея этого образования, знал и догадывался по ходу беседы больше них, хотя мне сложно было рисовать в уме спектрограммы звука. Как я понял, там еще и визуальная часть должна быть не плохая...

26.09.2010 De Vito: Интересно. Хотелось бы добавить данных о психическом воздействии конкретных типов звуков.

03.10.2010 Анна: … Я закончила теоретико-композиторское отделение консерватории, но многие вещи мне становятся понятными только сейчас после Ваших лекций… кажется, что даже опытные педагоги просто не знают основы акустики и психологии, а Ваши лекции можно было бы давать даже в ДМШ … Очень интересно, спасибо большое!

06.11.2010 Viktor: … Здорово! Спасибо большое, многое о чем догадывался стало понятно … Но чтобы вам не сделать с видео или картинками, чтобы то, что вы там на доске им рисуете можно было и нам видеть?

14.12.2010 Frozenrubystar: Ещё хочу!

14.12.2010 Smirrom: Очень хорошо, доходчиво. Если есть определенные начальные знания, то эти лекции помогут закрепить их, систематизировать, укрепить, так сказать, базу. Жаль только четыре лекции...

18.12.2010 Ирина: ... Я думаю, что Ваши лекции мне очень помогут в проектной деятельности! Спасибо!

14.10.2011 Евгений: Да здравствуют базовые знания доступным языком!!! Устинову, УРА!!!

AU Алексей Устинов, создатель компании Вирартек

© 2009-2024 Alexey Ustinov