Я попробую описать свой опыт кратко и в хронологическом* порядке. Надеюсь, получится интересно не только для меня самого. (* 1962 / 5 - год и сколько мне было лет)
... музыкальный и около-музыкальный. Я сделал, как мне кажется, очень много музыки, при этом,
я бы не стал считать это профессиональной
работой, поскольку:
• Перфекционизм - все можно было бы сделать много лучше!
• Cоздание музыки не так часто приносило какой-либо заметный доход.
Однако, я считаю свои результаты достаточно хорошими для хобби. Самое главное, что я действительно знаю много о природе музыки, ее "секретах", поскольку занимался изучением их исключительно в практической плоскости - ведь для создания алгоритма,
программы желательно иметь сколько-нибудь точные знания, а не ощущения...
Понятно, что судьба сводила меня с очень многими людьми. Все они, так или иначе, оказали на меня влияние, внесли свой вклад в тот или иной проект, идею, которая меня занимала. И я им всем, всем, всем БЛА-ГО-ДА-РЕН!
Родители купили 1-е пианино, но мне заниматься не понравилось - его продали.
Мама решила, что надо учиться в музыкальной школе (ДМШ) - купили другое, более крутое пианино, кажется "Шанхай", с тремя педалями.
В ДМШ: сольфеджио терпеть не мог. Педагог по фортепиано прощал мне гаммы и давал играть смурные вещи И.С.Баха, почти не мучил этюдами Черни, за что я ему благодарен. Мне нравился хор и, особенно, когда мой педагог, заменяя концертмейстера, импровизировал – т.е. играл "от себя". Где-то с 4-5 класса ДМШ я каждый год пытался ее бросить. Но когда стал сам учиться играть на электрогитаре и попал в ансамбль – от пианино меня было трудно оторвать. Тогда я открыл пентатонику и начал осваивать импровизацию и сочинение. (Некоторые моменты того времени нашли отражение в серии статей по импровизации).
Родители купили магнитофон "Мелодия". Невероятная редкость! Из одноклассников ни у кого из ребят, похоже, дома не было этого чуда!
Собрал гитару одну, другую. Затем еще пару с ребятами. Для самодельного баса вынули (варварство!)
4 струны из моего домашнего пианино – "жесть" в прямом смысле: играть почти невозможно и нагрузка на гриф сумасшедшая.
Родители купили 8-мм кинокамеру и проектор – пробовал и снял короткий фильм, где ребята из нашего
класса играли "крутых пацанов". Озвучить его, правда, возможности не было. Точнее –
записать что-то можно было, а синхронизировать – НЕТ! Не было у меня этой сверх дефицитной штуки.
В любом случае – это мой первый опыт режиссуры.
К слову, дома был набор мультфильмов "Ну, погоди!" на 8-мм кинопленке, реально без звука(!). Так вот, я с телевизора записывал звук тех же мультиков, но включал без совпадения серий. Впрочем, все равно синхронизации бы не получилось… Но было очень забавно: что-то тяжелое падало с тонким и нежным звуком, а легкое грохотало и т.п. – но, видимо, как анализ выразительных средств эти эксперименты были полезны.
Получил замечание, играя на перемене "квадрат", буги-вуги на уроке сольфеджио в ДМШ, который вел директор... Все-равно было весело - у ребят гдаза были "квадратные". ... Взяли во взрослую группу – играл за деньги. Ездили по поселкам (поля, тайга) с концертами. Напряжение в сети 150 вольт, орган "Юность" расстраивался и все звучало на тон – полтора ниже. Первая часть – официоз, вторая – rock & roll.
Сам спаял / собрал магнитофон. Ни у кого (!) в нашей школе больше не было переносного магнитофона
(габариты - 70% нынешнего системного блока PC и, наверное, килограмм 5-6 веса), а наш класс мог собраться "со своей музыкой".
Решили заработать на аппаратуру. Работали на трамвайных путях на "ящиках" - зазоры,
куда надо засыпать гравий между шпалами. Труд не для школьников, заплатили крохи – все равно спасибо!
Купили динамики и сделали колонки из книжных полок. Еще работал на соль-заводе – заколачивал ящики в Пакистан.
Мама привезла фирменную гитару из Чехословакии. Уже на следующей неделе я ее улучшал, встраивая
набор активных фильтров (усилитель на транзисторах. Правда, достать в маленьком городке в телеателье КТ315Г за 3 руб. – это почти подвиг!).
Создал свою группу. Играли в ресторане, как взрослые, (только один парень уже закончил школу),
правда, за ужин, но на чужих и неплохих инструментах.
ГДР-овские ламповый усилитель "Регент" и орган "Юность" - чума, мечта! (ГДР – так раньше называлась восточная часть Германии).
Нас приходили "смотреть" старшие товарищи и даже пару раз похвалили, что было почти невероятным в той среде.
Пришлось петь (первый раз публично) очень "взрослую" песню "Чужая жена"
на школьном вечере, когда повздорили с вокалистом. В итоге – отца вызвали на разбор к директору
плюс - угроза отчисления из комсомола.
Вообще "фирменную" музыку тогда у нас в городке найти было практически невозможно. Официальный канал – это только пластинки на целлулоидной пленке в журнале "Кругозор", где иногда добавляли одну песенку Карела Готта и других демократов и очень редко Битлз. Ну, еще, если есть приличный приемник и если повезет – то что-то услышать по "Голосу Америки", если не очень хорошо задавили глушилки. Но! Похоже, еще в школе я услышал синтезатор у Манфреда Манна (Manfred Mann’s Earth Band), но тогда еще не знал, как эта штука называется. Я полагал, что это играл гитарист с какими-то сверх новыми эффектами (примочками). Пластинок фирменных в городе не было, но 2-3-ю перезапись на магнитной ленте (по большому блату) можно было достать.
С одноклассником и фанатом нашей группы "позаимствовали" световые панели от люминесцентных ламп в какой-то конторе, где работал его отец.
И я собрал "светомузыку", полагаю, первую
достаточно большую (примерно 1,4 х 2,8 м) в нашем городе, чтобы использовать на сцене –
ее освещения хватало на школьный зал. Первый свето-эффект!
Летом играли на турбазе на танцах, опять не за деньги, а за корм и домик. Но это было круто! Я сочинил свои первые "инструменталки", мы их исполняли, правда, сейчас абсолютно не представляю, что это было.
К слову. В городах Иркутской области в 70-х прошлого века была своя манера делать музыку: даже фирменные вещи часто переделывались, т.е. игрались не в родной аранжировке. А уж отечественные и подавно. А слушали музыканты песни так: вступление, проигрыш, кода – т.е. что там аранжировщик придумал? Поскольку с куплетом и припевом - и так все ясно.
Переехал в Новосибирск, поступил в НЭТИ (ныне НГТУ) на радиофакультет. Да, на каждом факультете по 3-4 рок-команды!
Спросил у ребят, где тут самые крутые музыканты и съездил в "Сад Дзержинского":
там работал легендарный состав. У них ВСЕ звучало ТОЧНО, как в оригинале - такого я еще НИКОГДА еще не слышал!
Играли советские (Ю.Антонов, Пахмутова и др.) и зарубежные (The Beatles, Nazareth, Deep Purple и др.) песни.
Но! В перерыве радист поставил "Can't Buy Me Love" - то же, что они только что сыграли!
И только тут я услышал разницу – вот вам
дифференциальные пороги восприятия!
Собирал первые примочки – активные фильтры. Для баса особенно, чтобы получить "щелчок",
которые в народе так и назывались.
Родители дали денег на орган "Перле", очень скоро я его модернизировал: встроил фильтры,
типа синхро Wah-Wah, амплитудную модуляцию, рычаг смещения всего строя и пр.
... начал играть в группах на клавишах сначала в институтских, затем - городских. На танцплощадке до 800 человек, а ЗП за 5 вечеров в неделю в 2 раза больше, чем у выпускника вуза.
Услышал море новой музыки - Pink Floyd, Jethro Tull, King Crimson, ELP, Yes, Stevie Wonder …
узнал, что такое синтезатор. Одну фирменную пластинку даже купил – "Nightingales and Bombers"
(1975, Manfred Mann’s Earth Band) за почти месячную ЗП инженера!
Первый раз попал в ГПНТБ (крупнейшая библиотека за Уралом), нашел Американские журналы по
электроакустике, где печатался Robert Moog, где были принципиальные схемы отдельных модулей
синтезатора, начиная с 1964 (!!!) …. И думал:
ПОЧЕМУ НИКТО ЕЩЕ НЕ СОБРАЛ СИНТЕЗАТОР в ЭТОМ городе,
где каждый третий инженер – электронщик !?!?!?!?!?!?
Купил себе однорядную Вермону (орган). Ууууу - после "Юности" - это был АППАРАТ!
Участвовал в команде по разработке и производству музыкальной аппаратуры.
Делали 2-х и 3-х полосные системы, гитарные, басовые, вокальные усилители, примочки,
ПЕРВЫЕ в Новосибирске "рупора" и многое другое. Мои функции – функционал, дизайн, маркетинг.
Разработал и собрал свой ПЕРВЫЙ синтезатор (аналоговый) - типа Mini Moog, но не копируя! Применял на танцах и концертах. В Новосибирске даже у самых крутых ребят ничего подобного не было. Не думаю, что такая штука тогда у кого-то была за Уралом!
К слову, музыка Манна (Manfred Mann)
была "настольной книгой" - по его трекам я отстраивал режимы и модули синтезатора. Ну и играть учился тоже.
Аэроплан (фрагм.) - муз. и синт-соло А.Устинов
Я не могу сказать (фрагм.) - муз. и синт-соло А.Устинов
Собрал группу "Аэроплан", играли на танцах. Все одногодки, состав почти не менялся до 1981. Петь ребята мне на "главной работе" не давали, а лишь на "халтурах", свадьбах, что-нибудь "народное" ….
После работы (блюз) (фрагм.) - муз. и сл. Ю.Чернов и А.Устинов, вок. Юрий Чернов
Первый раз попал в консерваторию в группу странных, по тем временам, людей, которые занимались эффектом Кирлиана, обсуждали идеи Гурджиева и читали книги Блаватской …
Купил себе двухрядный Weltmeister (электроорган). С рычагом смещения тона на октаву!!! Это вам не "Юность"!
Закончил институт, распределился на Бердский Радиозавод в СКТБ, где 3 месяца разрабатывал аналоговый синтезатор – прикол в том, что что-либо другое я делать отказывался(!) Сейчас (как руководитель) я понимаю, какая это была наглость со стороны молодого специалиста :-)
Начал работать в Новосибирской консерватории заведующим лаборатории звукозаписи. Там было такое ретро железо! МЭЗы !!! И (!) даже НАСТОЯЩИЕ Хаммонд (электромеханический, привезенный, по словам старожилов, из Италии) и Rhodes электропиано!
Начал заниматься научно-исследовательской работой … Позже принимал участие во многих
научно-практических конференциях, опубликовал несколько статей … тематика – музыка / техника / компьютер / статьи в центральных журналах, выставляясь на одной из выставок в Москве, попал на центральное ТВ в передачу "120 минут".
Собрал в консерватории большой модульный аналоговый синтезатор, состыкованный с ЭВМ Д3-28
(я думаю, что мощность этой машины была меньше, чем у нынешнего калькулятора… ну а внешне (!)
у нее даже монитора не было – а лишь линейка ламп, в которых загорались цифры и символы … т.е. ВСЕ чисто в кодах, native !!!).
Принял активное участие в организации "Кафедры компьютеризации музыкальной
деятельности" в консерватории – ПЕРВАЯ подобная в СССР. Начал читать (преподавать) "Музыкальную акустику", "Музыкальную информатику", "Звукорежиссуру".
Организовал НКЛ (Новосибирскую Компьютерную Лабораторию), консерватория давала "вывеску", ну а доход мы обеспечивали сами. С командой разрабатывал и выпускал ПЕРВЫЙ в СССР музыкальный компьютер на базе АГАТ 7 (9) (!!! однако, внутри это был, по сути, Apple II).
У нас уже была MIDI-клавиатура и аудио-вход, чтобы работала программа, определяющая высоту тона голоса / чистоту интонирования и пр. Поставлялись они от Калининграда до Сахалина.
С командой разрабатывал и выпускал ПЕРВОЕ в СССР музыкальное ПО для простого потребителя (игры, нотные редакторы) и ПЕРВУЮ звуковую карту для ПК (где был синтезатор, могущий играть полифоническую партитуру! Причем, функционально синтезатор был круче серийного эппловского!) Писал демонстрационные пьесы для этого ПО и звуковых карт... Маркетинг = эмоции! Для того, чтобы директор оборонного завода, где делались эти ПК (г.Москва и г.Волжский), подписал договор на поставку нам новых компьютеров сверх нормы, надо было продемонстрировать на ЕГО изделии "Синий платочек" (известный по исполнению К.Шульженко), а вовсе не электронику или рок-энд-ролл (для чего синтезатор, в общем то, более подходил)!
С командой разрабатывал и выпускал MIDI Data Filer – он был элегантнее по дизайну прототипа от Yamaha и в 2 раза дешевле!
С командой разрабатывал чип FM синтеза по заказу одного из заводов, позже - несколько синтезаторов разностного типа …
Разработал алгоритм параметрического тембрового морфинга. Проверялся на легенде Yamaha DX7 – получались удивительные тембры, которые никаким другим способом найти было невозможно. Лет через 5-6 это появилось и на западе.
Вообще чего мы только не делали в эти не-за-бы-ва-емые, 90-е годы!!! Даже говорящую голову! У нее было не простое поведение - зависело от внешней среды.
А когда по ней стукнешь, то она или поет, или жалуется, или мат... - кто, что заказывал. Одному начальнику пожарной части на день рождения сослуживцы заказали голову, которая временами кричала: "Горим, Иван Сергеевич!", а когда по ней стукнешь кулаком - "За что, начальник?"... Наверное, это был поиск своего места на рынке! В любом случае, и в такой игрушке был большой простор для изобретательства, и уж 2-3 патента точно!
С командой разработал многофункциональный манипулятор MIDI-контроллер, учитывающий "механику" человеческой руки и "инерционность" в разных плоскостях: 4 независимых непрерывных параметра и 2 дискретных.
С командой приступил к разработке метода моделирования исполнения - Performance Modeling (далее PM) – "гуманизации" MIDI данных.
Принял активное участие в написании монографии: "Музыка, электроника, интонирование". Издана в 1993 в Новосибирске.
Первый раз выехал заграницу (Швейцария) за музыкальным / исследовательским оборудованием. От синтезатора Yamaha VL1 (физическое моделирование) "снесло крышу". Хотя народ не понимал, почему за полифонию в 2 голоса (!) нужно отдать 6000 $ !!!
Первая поездка в Германию на FMM (Франкфурт Мьюзик Месса), тогда в качестве посетителя. Познакомился с руководством Cakewalk и ее основателем Грегом Хендершоттом (Greg Hendershott).
С 1995 за несколько лет побывал в Германии, Италии, Канаде, Южной Корее, США, Нидерландах, Франции, общался с руководством и специалистами из Celemony, PowerFX, PGMusic, NI, Yamaha и др. – по большей части это были деловые поездки.
Реализация рабочей версии технологии PM. Создал более 500 алгоритмов для разных инструментов и манер. Позже метод был применен в программах StyleMorpher, Stylizer, Style Enhancer, также MFX Plug-ins, включенных в состав Cakewalk / Sonar и работающих под Cubase и Finale.
Пригласили членом жюри в MIDI Studio Consortium - один из древнейших и мощнейших MIDI ресурсов,
организованным Лесом Гарвеном (Les Gorven, Канада). Теперь это ресурс закрыт.
Принял участие в международной конференции "Korus" в Южной Корее – делал доклад, вел секцию.
В нашей секции лишь мне одному дали двойное время, видимо из-за того, что я демонстрировал технологию PM на примерах
корейских народных песен (миром правят эмоции!). Сделал несколько лекций-демонстраций в университетах в городах Пусан и Улсан.
Показал возможности PM в композициях XG Shamanism / Oriental Bazaar. Я полагаю, до меня миди-файлы
с обычным GM модулем ни у кого еще так не звучали - интонирование!
Участие в CYBERARTS (PAE'98) –
представил композицию "Through Previous Incarnations", созданную с использованием разрабатываемой мной технологией
ритмического и ладового морфинга.
Разработал серию тестов на восприятие звуковых сигналов, анализ музыкального мышления, распознавание звуковых образов.
Тестирование проводил с группами студентов консерватории.
Через Интернет начал работу с индийскими музыкантами, сделал несколько альтернативных аранжировок песен Рави Даттатрейя (США).
Morning Flower - муз. Р.Даттатрейя, аранжировка А.Устинов, сл. V.Gopal, вок. S.Shanbhogue"Добрался" до физического моделирования, приобретя Yamaha MU100R. Начал эксперименты – в месте с PM это железо выдавало УДИВИТЕЛЬНЫЕ звуки, а некоторые имели весьма странное воздействие. Проводил в консерватории тесты по психологии классификации звуковых образов.
Моя композиция "To Helen About Helen" признана лучшей mp3 композицией недели в апреле на About.com.
To Helen about Helen - муз. А.УстиновСочинил для Мортена Сизе (Morten Saether, Cakewalk, продакт-менеджер) композицию на его свадьбу.
Мортен и его невеста Патрисия были приятно удивлены и даже хотели использовать ее на официальной церемонии,
но я воспротивился - "с традициями надо быть бережными!"…
Patricia and Morten Blues - муз. А.Устинов
Организовал с Рави Даттатрейя виртуальную группу Ravalex – создание музыки через Интернет.
Сделал аранжировки всех композиций первого музыкального альбома Ravalex "The Awakening Soul", где использовалась технология PM. Диск выпущен в Канаде. Вот пара примеров:
Time Of Parting Conversation - муз. А.УстиновМои алгоритмы ладовой и ритмической трансформации были применены в программе StyleMorpher.
Попробовал записать легендарную песню школьных времен "Чужая жена" (правда, голос "too-tuned", sorry)...
Чужая жена - муз. и сл. народные, вок. А.Устинов... я пел ее в разное время и разных местах - в ресторане в Италии, на 8-е марта в Нидерландах, гостях на Манхеттене и в Германии, на официальном банкете в университете Улсане (Корея)… у друзей Виктории (Канада) т.е. везде … Цепляет она почти всех, т.к. тема "вечная", к сожалению, - очень мало людей счастливых … Так, что в узком кругу продолжаю так её и петь
Ради эксперимента попробовал создать ВСЮ музыкальную композицию ТОЛЬКО из фрагмента речи. Одна знакомая начитала фрагмент из "Винни-Пуха", а вышло …
Попробовал сам спеть свою песню "Город мой". Здесь, кстати, уже вовсю был использован PM (StyleEnhacer).
Город мой - муз., сл., вок. А.УстиновПопробовал сам спеть арию "Мистера Х" (минусовка делалась для какого-то парня, поступавшего на вокальное отделение, тональность для меня низковата … однако, тема классная!)
Ария Мистера Х - муз. I.Kalman, сл. V.Petrov, вок. А.УстиновРазработал курс музыкальной информатики для высших музыкальных учебных заведений.
Подготовил диссертацию по моей "ключевой" теме - PM. На ее основе выпустил книгу "Моделирование музыкального исполнения: возможности и ограничения", 2002 (ISBN 5-9294-0023-7)
Побывал в гостях в Арнеме (Arnhem, Нидерланды ) у Питера Блюмендаля (Peter Bloemendaal) - журналиста (Arnhemse Courant), аранжировщика и композитора.
Попробовал сам спеть свою песню "Солдат любви".
Солдат любви - муз., сл., вок. А.УстиновОднако, у Сергея Андреева (нашего вокалиста / гр. "Аэроплан") в записи через 10 лет она звучит намного профессиональнее :-)
Солдат любви - муз., сл. А.Устинов, вок. А.СергеевРазработал алгоритмы морфинга музыкальных партитур и автогармонизации. Позже они были применены в программе Onyx Arranger 2.1
Разработал алгоритмы временного морфинга музыкальных партитур. Позже он был применен в программе Style Enhancer 4.0.
Разработал алгоритм опевания. Который позже был применен в работе по моделированию вокала с программой Vocaloid.
Совершено случайно для меня (т.к. я этим не занимаюсь!) я за одну ночь в декабре написал повесть "Элав с планеты птиц". Показал друзьям – удивились. Оформил и издал книжку под своим псевдонимом - Леонид Рих
Принял участие в Winter NAMM Show в г. Анахейм (пригород Лос-Анджелеса).
Встречался с Грегом Хендершоттом и Мортеном Сизе (Cakewalk), c Марком Маронде (Mark Maronde, Coda Music Technology - MakeMusic!), Питером Гэнноном (Peter Gannon, PG Music), Эдом Стреттоном (Ed Stratton, Zero-G), Хидеки Кенмочи (Hideki Kenmochi, Yamaha)…
Подготовил все демо-примеры для Onyx Arranger 2.1 и Style Enhancer 4.0.
Привести их здесь имеет смысл по двум причинам:
1) я затратил очень небольшое время на каждый из них, что подтверждает эффективность этих двух программ и используемых в них технологиях.
2) я, как оказалось, могу сочинять и аранжировать в достаточно широком диапазоне музыкальных стилей.
Звуковое качество и "полировка" этих примеров оставляют желать лучшего - они всего лишь GM MIDI файлы (для тех, кто знает),
но в данном случае это не так важно - здесь главное НОТЫ...
В течении года разрабатывал рекламу музыкальных продуктов JMT для 2 ведущих журнала Keyboard и Electronic Musician (USA). В связи с этим провел пару фото-сессий (для меня достаточно напряженных) и понял, что у меня есть немалые задатки постановщика и продюсера.
Создал видео-ролик, показав, как можно сделать аранжировку за 60 секунд, используя технологию авто-гармонизации, PM и морфинга музыкальной партитуры (т.е. всего, что есть хорошего в Onyx Arranger 2.1.)!
Начал серию экспериментов с Vocaloid. Адаптировал технологию PM к Vocaloid и также заставил английские библиотеки (Leon, Lola, Miriam) петь по-русски - "Есть только миг" это то, с чего началась моя "русская" тема с Vocaloid.
Есть только миг - муз. А.Зацепин, сл. Л.Дербенёв, аранжировка А.Устинов, вок. Vocaloid "Leon"Я надеюсь, что авторы этой прекрасной композиции, к которым я испытываю искреннее уважение, снисходительно отнесутся
к данному эксперименту - это просто шутка, которая 99% слушателей поднимает настроение.
Примерно то, когда иностранец
изо всех сил старается спеть по-русски, но языком таки владеет слабо, вызывая тем улыбку, так же, как старания ребенка
или братьев наших меньших...
Получил самый эротичный вокал (судя по отзывам, да и у других я такого не слышал), используя Vocaloid! Естественно, благодаря PM и тонкой работе с интонированием. Также потестировал режимы речитатива, когда собственно точное интонирование - минус, а не плюс.
Please Touch Me Lola - муз. А.Устинов, сл. А.Яковлев, вок. Vocaloid "Leon"В Нью-Йорке (Central Park West, 275) аранжировал музыку и записывал треки к индийскому фильму "Мисс Калифорния".
Посетил первый раз Канаду, встречался с Питером Гэнноном (Peter Gannon, PG Music) и Гарри Гарританом (Garritan Orchestra).
Организовал первое "публичное выступление" Vocaloid в большом зале Новосибирской филармонии - живая группа подыгрывала роботу-певице! Причем, сам тогда был в Нью-Йорке.
В исполнении Vocaloid выпустил песню "Autumn in Central Park", написанную мной в конце 2004 года в Нью-Йорке.
Autumn in Central Park - муз.,сл.(ru) А.Устинов, сл.(en) А.Яковлев, вок. Vocaloid "Leon"Сделал аранжировки всех композиций второго музыкального альбома Ravalex "Hot Stuff Dreams".
Диск выпущен в Канаде. (Кстати, эксперименты с Vocaloid очень помогли – почти для всех песен я сделал с его помощью "модели" и потом вокалисты нередко просто копировали манеру робота – опевания и пр.! Вот сравните:
Red Hair Girl - муз. А.Устинов, сл. А.Яковлев, вок. Vocaloid "Leon"Участвовал в выставке Music Player Live в Нью-Йорке, познакомился с Билом Врайнтом (Bil Braynt, PowerFX, Швеция).
Разработал технологию перевода данных MIDI партитуры в движения анимированных музыкантов, созданных из реального видео, скажем так - MIDI to Video Tool. Ограниченная версия технологии была реализована в программе Visuoke 1.0 в 2006 году.
А намного позже применил для создания клипа:
Выпустил музыкальный альбом "Место под солнцем" с Vocaloid (Россия) с песнями на русском и английском языках. Сам искусственный вокал "по энергетике" получился очень слабый и не всегда разборчивый, т.ч. как-нибудь надо САМОМУ СПЕТЬ все эти песни! :-)
Работа - муз., сл. А.Устинов, аранжировка А.Косолапов, вок. Vocaloid "Leon"Подготовил обзор по методам морфинга музыкальных данных по запросу одной из ведущих компаний – производителей музыкального ПО. А через 5 лет записал на эту тему видео.
В очередной раз посещал FMM (Франкфурт Мьюзик Месса). Получил приглашение на Коктейль-пати по поводу 20-летия Cakewalk (Twelve Tone Systems). Встречался с Грегом Хендершоттом и Alex Westner из Cakewalk, Peter Neubacker и командой Celemony, Egbert Jurgens из Native Instruments, Bil Bryant из PowerFX …
Познакомился с американским сонг-райтером и исполнителем Риком Полом (Rick Paul). Записали с ним и Beverly Bremers мою песню "Помоги мне тебя понять" - в английском – “Make Me Feel”
Тестировал новые Vocaloid библиотеки от PowerFX – Sweet Ann и BigAl v.1. (его так и не выпустили в первом варианте). С применением PM получились достаточно интересные результаты. К слову, Бил Врайнт не знал, пока я ему не показал в данных, как я сделал то характерное Wow в легендарной "I Feel Good"! А речитатив в "Гимн PowerFX" тоже в некотором смысле "достижение" - Vocaloid достаточно сложно заставить петь "мимо нот", точнее - говорить, что и нужно для речитатива :-)
I Feel Good - Music & lyrics by J.Brown, вок. Vocaloid "BigAl v.1."Начал делал видеоклип с треком Vocaloid, все снял, по-серьёзному, с оператором, транспортом, группой, точками, сценарием ... но монтаж так и не закончил. Осталось работы на 20%, но, видимо, самые сложные. А со временем, тема, что в клипе, стала как-то неактуальна ...
Показал, что английская Vocaloid библиотека Sweet Ann от PowerFX может петь на шведском!
Helan Gar - муз. и сл. народные, аранжировка А.Устинов, вок. Vocaloid "Sweet Ann"Создал свою студию
в Академ-городке (Новосибирск).
Написал очень много фоновой по заказам торговых сетей (Аскания и Монро) (прим. 12 марта 2020 г., это мне тогда казалось, что 7 часов это много!).
Разработал HumBox VM1 (вокальный VSTi плагин), звуковые вокальные библиотеки и стили (демо-примеры) для PowerFX (Швеция).
Кстати, то, что там касается скэта – очень помогает в создании "псевдо вокала" для инструментальной и фоновой музыки!
Pop-Latin - муз. А.Устинов, вок. HumBox VM1 / PowerFXРазработал методику по развитию чувства ритма, провел несколько занятий, снял видео и все оформил.
Скажем так, "в догонку" к программе СтройРитм - см. видео:
Разработал курс по освоению импровизации.
Занимался студией - запись клиентов, аранжировки, обучение.
Делал с "0" ТВ программу, я имею ввиду видеo, 3D, хромакей, музыку, синхронизированную с видеорядом, да и озвучку... Много простой видео-рекламы. Что-то и сейчас (2020!) еще крутят в Н-ске.
С командой разрабатывал для iPhone, Android, онлайн и деск-топ обучающие учебные музыкальные (и не только) программы.
Основная часть сейчас бесплатна. Пользователей несколько тысяч и не только в России (см. видео из Новой Зеландии!), в некоторых ДМШ педагоги настоятельно рекомендуют ученикам потренироваться на них перед зачетом.
Но, по-большому счету, все это так далеко от алгоритмов, которые мне действительно интересны :-(
Прочитал курс лекций и записал аудио с названием "Секреты музыки" - простым языком о физике звука, музыкальной акустике, психологии восприятия, конструкции инструментов - того, что по сути является объективными предпосылками возникновения и существования музыки.
Ссылка на раздел с аудиолекциями "Секреты музыки"
Мне посчастливилось использовать библиотеки EastWest, когда получил заказ на написание треков для игры одной международной компании. Кроме использования профессиональных сэмплов в этой работе была возможность существенно выйти за рамки поп- и электронной музыки, потестировать нетипичные для эстрады гармонические секвенции (т.н. "голливудские шаблоны", где сочетаниям аккордов поставлены в соотвествие явные эмоциональные состояния), поработать с темпо-ритмом, ну, и наконец, больше внимания уделить собственно звуку, на что у меня обычно времени не хватало. Вот набор фрагментов в одном треке:
Game Music (фрагм.) - муз. А.УстиновБаааа! Таки чудо свершилось: я попробовал начать программировать ... Забавно, когда за плечами множество проектов, когда через тебя прошли 50-70 программистов и когда ... тебе пол-года до пенсии.
Дело в том, что когда я заканчивал НЭТИ, у нас, по сути, программирования не было. Нас собрали почти перед самым выпуском и "воткнули" месяца 3 бэйсика, ну, написали, мы по 20 строк и все. Потом было много всего рядом - Z80, MOS 6502, "Электроника-60", первые PC из ГДР, сигнальные процессоры TMS и Analog Devices ... Да, консерватория, чуть не приобрела в Сиб.отд. АН б/у "Минск 32" - я полагаю, этот монстр, слабее смартфона, занимал квадратов 60-80 (метров!) и жрал, наверное, как бар + сауна... Так вот, сотрудники мои программировали, я каждый день видел на экранах "кракозябры", считал, что все они (программисты) "не от мира сего" (хотя музыкальная партитура то не проще! А ведь некоторые музыканты слышат музыку, глядя в ноты и даже тащатся, если им она нравится!). В общем, мне казалось, что это не мое вообще.... Но я ошибался. Не скажу, что времени много было потеряно, но, наверное, судьба многих проектов сложилась бы иначе ... ладно.
Я поделал разные эксперименты с анимаций (например, титры для новогоднего клипа на JS, CSS), потом что-то в средах для игр, в частности LUA, затем с AutoIt ... и понял, что даже языки это не приницпиально, главное - логическое мышление и умение структурировать задачу на подзадачи.
... но наконец мне под руки попал Web Audio API.... А там, все "родное" - фильтры, генераторы, огибающие и пр. "кубики", чтобы работать со звуком, как в обработке, так и в синтезе. В итоге я создал систему автоматической генерации музыки AlexAr (естественно, применив, все алгоритмы, что в музыкальной теме разрабатывал раньше. Что-то на совершенно новом уровне).
Историю проекта опубликовал на Хабре. Вот пара примеров генерации:
Правда, т.к. среда не предполагает подключение сторонних синтезаторов (как VSTi), пришлось заниматься не только гармонией, формой, импровизацией, фразировкой и др., что собственно и является "музыкой" в обычном понимании, но и синтезом. Т.е. делать еще и свои синтезаторы (почти, как в старину, когда ходожник не только писал картину, но и краски сам изготовлял).... После нескольких откатов и переделок, модернизаций (что было хорошей школой и тренировкой мозгов) система стала устойчивой и вполне работоспособной. Ну, не в таком, конечно, виде, когда ее можно передать 3-му лицу. (Это, примерно, как самодельный автомобиль, который "слушается" только создателя и если сломается, то починить его будет некому...) Честно, я постоянно, да и сейчас еще, ощущаю себя учеником 7-8 класса, который пропустил первые 5-6 лет обучения, но по-любому - программирование для инженера, ЭТО СВОБОДА!
В общем, готовую композицию на 4-5 мин, она создает за 40-50 сек. (комп. у меня средней производительности) - я ставил задание, типа "сделать 100 босса-нов" и шел гулять на улицу. Приходил и слушал (если система не слетела!) ... и тут начались очень смешные, но реальные проблемы: "А как такое количество музыки прослушать???" И осознание еще одного момента: "А кто автор???". Хороший знакомый человек "в теме", сказал, что "автор - компьютер, т.ч. тебе это не принадлежит" ... Поискал в сети - не понял, как в подобном случае с авторским правом...
В общем, я выпустил около 3500 композиций с общим временем звучания более 200-х часов и остановился, точнее переключился.
Больше примеров автоматической генерации музыки в AlexAr можно посмотреть здесь.
Для слишком строгих слушателей хочу сказать, что я большее время уделял программированию (а это все-таки не простое дело), гармонии, мелодии, форме (т.е. нотам), ну а синтез и сведение, конечно, могут быть на много лучше. В конце концов, такие проекты люди в одиночку редко делают, тут нужна команда. Хотя, честно, когда "ни сверху, ни снизу" никого нет, работать намного комфортнее :-)
... Первый раз в жизни сделал мультик, где все-таки "есть анимация". Да, еще я там спел, хотя в титрах псевдонимы. Идея была не моя, поэтому так и пел. Хотя в итоге рад, что этим занимался.
В конце 2019 я решил сделать онлайн-проект - SongModeler для создания "минусовки" / аранжировки. Конечно, наработки AlexAr тут очень пригодились. Теперь (10 марта 2020) он запущен, называется AlexAr Lite*.
*С середины 2022 я утратил virartech.com, так что не знаю, когда восстановлю этот сервис
Переписал все обучающие музыкальные онлайн-игры, используя JS и Phaser и добавил к ним несколько игр по естествознанию в рамках той же модели. Конечно, также и "Дорожные Знаки" и "Английский: 1000 слов - легко!"
Начал писать под Андроид, использую Unity. Пока 2 проекта: 1) те же музыкальны игры, 2) программа для аранжировки, гармонизации и записи голоса.
Под настроение иногда что-то аранжирую, сочиняю, записываю со своим голосом ...
I Just Called - муз.,сл. S.Wonder, аранж., вок. А.Устинов© 2009-2025 Alexey Ustinov